11. Немое кино
Это был кинотеатр! Кинотеатр немого фильма.
За роялем у экрана играла женщина. Седая шевелюра мерцала в экранном свете. Фильм кончился, и женщина закрыла крышку рояля. Включили свет. Митя был один-единственный зритель.
— Любите немое кино? — спросила женщина, и голос ее гулко отозвался в пустом зале.
— Случайно зашел.
— И как?
— Ничего. Музыка очень помогает.
— Музыку вы случайно застали. Случайно зашли и случайно застали. Я зимой не играю, я зимой на даче живу. Все не как у людей.
— А по какой дороге у вас дача?
— По Казанской.
— Когда у вас следующий сеанс?
— Завтра.
— В таком случае, — Митя встал, — позвольте пригласить вас в буфет.
Она была выше Мити и не горбилась при таком росте. Митя тоже расправил плечи. Она попросила чаю погорячее, послаще и покислее.
— Три дольки хватит? — спросила буфетчица.
— Вполне.
— Почему же вы вернулись в Москву? — спросил Митя. — Что случилось?
— Случилось, — вдруг сердито сказала буфетчица. — Целых две недели сын ее не проведывал. Обиделась. Конечно, у сына ведь времени вагон, у него же работы нету.
— А кем он работает?
— В милиции, — отвечала буфетчица, — сердешный. Другая бы мать при нем жила, кормила, обстирывала... А эта при втором устроилась, и тоже — не как у людей. Зимой, когда он в городе, она на его даче, а летом, когда он на даче, она в пустой квартире царствует.
— Люблю одиночество, — произнесла седовласая красавица.
— Как же. Только чтоб сыночки каждую неделю проведывали, продуктами обеспечивали, о здоровье справлялись и новости пересказывали. Царица.
— А почему не у следователя на даче живете?
— А потому что у него не дача, а избушка. Надо печь топить да за водой ходить. И телевизора нету.
— Ну хорошо, — сказала царица. — Вы тут поговорите, а мне пора, электричка моя через полчаса. — Она поставила пустой стакан на буфетную стойку.
— Простите, — остановил ее Митя, — вы не знаете, как гадают по «Книге перемен»?
— Долго объяснять.
Она ушла, и буфетчица сказала:
— В консерватории училась. У нас за бесплатно играет. Когда настроение есть.
Митя вдруг ясно понял, что не хочет даже думать об этом деле. Ему все равно стало, где сейчас Ольга Петровна и за что она убила своего брата.
— Ты можешь признать мое существование, — сказал он мальчику. — Я решил бросить это дело.
Но молчание длилось.
Иногда мальчик вставал даже раньше Мити. Когда Митя входил на кухню, тот уже заканчивал завтрак. Он сам себе варил геркулес, или манку, или яйцо всмятку. Сам мыл за собой посуду. Когда он шел навстречу Мите, Митя отступал в сторону, потому что мальчик смотрел сквозь него, как сквозь воздух. Митя понял, что надо просто набраться терпения — в конце концов, почему мальчик должен сразу ему поверить?
Митя шел с ним в детский сад. Возвращался, варил обед, работал за компьютером, убирался, стирал, ходил за покупками; иногда говорил сам с собой, как очень одинокие люди. К вечеру поджидал мальчика у окна — детский сад был виден.
Зима длилась. Митя не мог угадать, сколько уже времени прошло, сколько он уже живет так и как жил прежде.
Одним из ознаменований новой жизни была покупка новой записной книжки. Вечером Митя сел под яркий свет настольной лампы переписывать нужные телефоны. Мальчик сам с собой играл в шахматы на полу. Бормотал телевизор.
Перевернув последний исписанный лист, Митя увидел на чистой странице какие-то следы. Он вырвал лист и посмотрел на свет. Вязь, цифры. Митя взял простой карандаш и легонько заштриховал листок. И проступили семь цифр. Митя задумался, глядя на них. Он так долго сидел неподвижно, что мальчик осторожно взглянул на него. Осторожно и внимательно. Митя очнулся и столкнулся с ним взглядом. Мальчик опустил голову, взял деревянную фигуру. Поставил.
— Я все понял, — сказал Митя.
Мальчик вернул фигуру на место.
— Я понял все, — повторил Митя торжественно. — Эти цифры у меня на листке — следы цифр, которые я когда-то записал в автобусе и отдал Сережиной невесте. Это номер нашего телефона, и она звонила по этому номеру. Проблема в том, что номер этот — фальшивый. Я ошибся, последняя цифра — не та. И тем не менее она дозвонилась. Еще я задумался об этом странном человеке, которого рисовал Сережа. Он рисовал его в виде мертвеца, и я вдруг понял: он и в самом деле мертвец. Есть такие люди, в которых нет живой жизни. Чтобы существовать, они должны принять чью- то форму. Этот — принял форму книжного героя. Взял внешние признаки — черную одежду. Но у героя есть еще один признак — наган. Так что у мертвеца тоже должен быть наган. Итак, один наган Сережин, другой — мертвеца.
Теперь вернемся к последнему дню Сережи. Именно в этот день заказчик пришел за картиной. Помнишь, он сказал Сереже: «Не ожидал, что такой странный сюжет, под водой»? Как же не ожидал, если заказал картину в том же духе, что стены в детском саду? Значит, не видел он этих стен. И Сережа все это понял, потому и смотрел безумными глазами. Мертвец сказал, что испугался и ушел, оставив деньги. Черта с два он бы оставил деньги, — подумаешь, безумный взгляд. Я думаю, он под дулом нагана ушел. Сережа свой наган на него наставил.
Только на самом деле, я думаю, он не ушел. Все равно он не мог от денег уйти, да и наган. Его-то наган тоже там оставался. Я думаю, что мертвец вышел из комнаты и спрятался... предположим, в стенном шкафу. Оттуда он услышал, что Сережа куда-то звонит и зовет кого-то немедленно приехать.
Приезжает Ольга Петровна. Сережа наставляет на нее наган и заставляет взять второй. Затем говорит, что хочет покончить собой, но так, чтобы уже наверняка. Он говорит, что, если она в него не выстрелит, он убьет ее. «Зачем ты просила этого человека заказать мне картину? Это твои деньги, верно?» Она пытается его успокоить. Он целится. Она видит, что все, конец, сейчас Сережа выстрелит. Стреляет сама. Бросает свой наган и убегает.
Мертвец выбирается из своего убежища. Подбирает оба нагана. Через несколько дней звонит Ольге Петровне и просит перевести на свой счет деньги взамен молчания. Он грозит, что предъявит в милиции наган с ее отпечатками и покажет, что она убила Сережу из-за денег.
Она платит. Раз, второй, третий... Ей надо кому-то открыться, с кем-то посоветоваться. С кем? Друзей нет, мать помешалась. И Ольга Петровна открывает все Сережиной невесте. Я не знаю почему, но та ей верит. Возможно, потому, что понимала Сережу так же хорошо.
Они решают, что Ольге Петровне надо скрыться. На время. Надо придумать, на кого оставить мальчика, и они придумывают. Ольга Петровна не знает, кто ее шантажирует. Может быть, она надеется, что шантажист выдаст себя?
Ольга Петровна скрывается у Сережиной невесты. Она и сейчас там. Как ее вызволить? Отыскать мертвеца нетрудно через милицию. Трудно отыскать улику, второй наган с Сережиными отпечатками. Без него мертвец не признается.
Все время долгого монолога мальчик сидел к Мите спиной.
Митя замолчал. Мальчик встал. Подошел к книжной полке. Вынул книжку в яркой обложке, развернул. Подошел к Мите, положил перед ним книжку. «Где хранить? Гриша придумал. Он подобрал к соседским дверям отмычку и, когда все ушли, отомкнул дверь. Он спрятал аккуратно в стене над антресолями в доме случайных незнакомых людей...»
Митя осторожно коснулся мягких волос мальчика. Митя существовал.