Кино

По сценариям Елены Долгопят было снято 4 полнометражных фильма и один мини-сериал. Первый фильм - неудачная и весьма халтурная экранизация рассказа "Глазами волка". В следующих картинах
("Чизкейк", "Дверь", "Белая белая ночь") режиссерская воля размывает долгопятовские интонации. "Своего режиссера я еще не встретила", - призналась Елена в одном из интервью. Наиболее удачная работа на сегодняшний день - мини-сериал "Неопалимая купина" по произведениям Бориса Васильева.
Чтобы почувствовать особенный стиль Елены Долгопят как сценариста предлагаем прочитать тексты сценариев (один из которых - "Точное время" - вовсе не сценарий, а мудрая сказочная повесть), ссылки на которые приведены ниже.
Фильмы
Кадры из фильмов
Сценарии
Чаепитие после смерти : сценарий // Искусство кино. – 2006. – № 8. – С. 134-160. текст

Дверь : сценарий // Искусство кино. – 2007. – № 6. – С. 135-173. текст

Ванюша : сценарий // Искусство кино. – 2008. – № 1. – С. 139-179. текст

Alter ego : сценарий // Искусство кино. — 2008. — № 12. — С. 27-66. текст (начало)

На другой стороне : сценарий // Искусство кино. — 2009. — N 6. — С. 153-174. текст

Зависимость : сценарий // Искусство кино. — 2009. — № 11. — С. 142-174. текст

Точное время : повесть для кино // Искусство кино. — 2011. — № 12. — С. 65-101. текст
Вернуться
Неоконченный бой (Неопалимая купина) (2016)
Режиссер: Дмитрий Тюрин
Сценарий: Елена Долгопят (по мотивам произведений Бориса Васильева "Неопалимая купина" и "Встречный бой")
Производство: Кинокомпания "ПРО-СИНЕМА" по заказу ОАО "Первый Канал"

Аннотация
: Победный 1945-й. Бывший командир пехотной роты, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны Антонина Федоровна Иваньшина возвращается с фронта. Привыкшая к суровым боевым будням, к смерти и лишениям, она пытается найти свое место уже в мирной жизни…

КРИТИКА / ОТЗЫВЫ

Отзыв Елены Долгопят, 13.10.2020, Фейсбук*

«История захватывает. Герои смотрят на тебя с экрана, настоящие, живые. Даже маленькие герои, не главные. Хозяйка кубовой, к примеру.
Железнодорожная станция. Поезд останавливается, пассажиры бегут за кипятком. Кран тут же, на платформе. Чтобы из крана тек кипяток, и нужна кубовая, тесная, жаркая, с печкой, огонь в которой вечно надо поддерживать, подкармливать. И хозяйка кубовой, хозяйка огня, тепла, жизни, высокая, странно, с усилием, выговаривающая слова, с короткой, совсем мужской стрижкой, она отчего-то притягивает к себе, удерживает внимание, запоминается навсегда. Мы почти ничего о ней не знаем, но чувствуем и сочувствуем. Как будто судьба ее возвышается над ней и над нами. Не отвернешься. Потрясающая актерская работа Хельги Филипповой.
Об Антонине Иваньшиной («с мягким знаком»), которая думала, что ее убьют на войне, героине Клавдии Коршуновой, я не в силах говорить. Лишь одно: эта роль - подвиг актрисы. Настоящая вершина, без дураков.
"Я думала, что меня убьют на войне".
Разве это забудешь?»

Александр Кондрашов. Девушка войны // Литературная газета, №19, 12.05.2021

«Это экранизация двух повестей Бориса Васильева - "Неопалимая купина" и "Встречный бой", которая стала поводом для кинематографической фантазии сценаристки Елены Долгопят и режиссёра Дмитрия Тюрина. Они добавили в прозу известного писателя и драматизма, и мелодраматизма. Но поклонники Васильева, думаю, не в обиде. Тут тот случай, когда придуманное и сделанное по "мотивам" произведения не противоречит лейтмотиву.

Главное, что остановило внимание и заставило смотреть этот сериал, - его непохожесть на те ленты и телепередачи с дежурным патриотизмом, что переполняют экраны особенно в канун 9 Мая. Привлекла в первую очередь Клавдия Коршунова, исполнительница главной роли, - чего только не перенёсшей, "несгораемой" Тони Иваньшиной, которая и герой войны, и её жертва. Которой веришь, как очень редко бывает на ТВ. Вообще, этот сериал отличает стремление к подлинности. Всего: лиц военного времени, отношений, характеров, улиц провинциального городка, вокзала, базара, трамваев, жилищ, посуды, одежды и причёсок героев (художники-постановщики Сергей Гудилин, Валерий Сорокоумов, Никита Трубецкой и Анна Смехова)» читать полностью

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
БЕЛАЯ БЕЛАЯ НОЧЬ (Я сюда вернусь) (2014)
Режиссер: Рамиль Салахутдинов
Сценарий: Елена Долгопят, Рамиль Салахутдинов
Производство: Кинокомпания "Север"

Аннотация
: Молодой парень приезжает в Петербург на концерт и пропадает. На его поиски из Москвы отправляется частный детектив Игорь. В ходе расследования он встречается с разными людьми, перед ним возникает современная гнетущая атмосфера города, в котором он сам жил много лет назад. В результате Игорь узнает, что пропавший парень случайно оказался втянутым в криминальную историю, связанную с современной застройкой исторического центра Петербурга...

КРИТИКА / ОТЗЫВЫ

Ольга Шервуд. Ты, зритель, бог? // Санкт-Петербургские ведомости, №110, 19 июня 2014, C.5

"Белая белая ночь" Рамиля Салахутдинова - о по-петербургски муторном состоянии героя, который физически вроде и свалил двадцать лет назад в Москву, да сущность свою не поменял. Теперь, вернувшись в город на Неве по служебному поводу как частный детектив, он под гипнозом воспоминаний. Встречается, как и положено, с двумя товарищами. С одним, явным неудачником, они ведут разговор о том, что "раньше было весело", а теперь "уехать бы отовсюду". Чайник на плите закипает, вода гасит пламя, газ идет. Двое мужчин смотрят на конфорку и не шевелятся целую минуту, равную вечности. Затем все же спохватываются.

Вот вам и метафора. Какая отрава поразила нас так, что стало "всем на всех наплевать"? Почему за кадром поет Гребенщиков "Сколько ни идешь, Отсюда никуда не уйти. Едва ли я вернусь сюда еще один раз", нарушая все каноны детектива, а ведь это буквально фильм-расследование. Герой ищет парня, который пропал после того, как вступился за градозащитника. Да, это первая картина о преступниках, которые разрушают Петербург ради новостроя и своих доходов, - они не гнушаются ничем, вплоть до убийств.<…>

ПРИЗНАНИЕ

Приз жюри киноклубов в Конкурсе «Арт-линия» на 12-м фестивале "Московская премьера" (2014).

Участник конкурсной программы 25-го фестиваля "Кинотавр" (2014).

Участник Пекинского международного кинофестиваля, 16 - 23 апреля 2015 г.

Вернуться
КОТОРОГО НЕ БЫЛО (2010)
Режиссер: Рамиль Салахутдинов
Сценарий: Елена Долгопят, Рамиль Салахутдинов
По рассказу Елены Долгопят "Дверь"
Сценарий доступен по ссылке
Производство: Кинокомпания "МетрономФильм"

Аннотация
: Дарья, вернувшись с работы и открыв дверь собственной квартиры, находит там чужого мертвого человека. Начинается расследование..
Андрей — исследователь, занимается проблемой природных катаклизмов. Когда-то давно, в студенческие годы, гадалка нагадала ему ряд жизненных перипетий. Все они сбывались с неумолимой точностью. И вот наступает время следующего предсказания. Смерти. Остаётся не долго, и Андрей обращается к Учёному, проводящему тайные эксперименты, с просьбой помочь ему, Андрею, избежать трагической участи. После долгих уговоров тот соглашается.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Фильм участвовал в конкурсной программе 5-ого Чебоксарского международного кинофестиваля (22-26 мая 2012 г.)

Елена Долгопят представляла картину на этом фестивале, вот что она говорила на пресс-конференции об истории создания сценария:

"С режиссером Рамилем Салахутдиновым мы переписывали материал много раз. В итоге получилось не совсем то, что хотела я — история про человека, который не хотел рано умирать, но то, что хотел он — про кризис среднего возраста".

Нина Титова. Фильм «Которого не было» // Чебоксарские новости, 31.05.2012, № 57


ВОСПОМИНАНИЯ ЕЛЕНЫ ДОЛГОПЯТ О ФИЛЬМЕ
(рассказ "Которого не было", 18.03.2020, Фейсбук*)

"Которого не было". Фильм. Не знаменитый иностранный, неприметный наш. Неприметный, незаметный, незамеченный. Которого не было.
Светился большой экран, в темном зале несколько человек зрителей. Волнуюсь. Незнакомые мне люди смотрят фильм по моему сценарию, а прежде сценария был рассказ, но т-сс, сеанс начинается.
Действие неспешное, долгие планы, разговоры, которые никак невозможно завершить. Главный герой не хочет умирать.
Люди в зале молчат. Может быть, тихо спят.
Кто-то пробирается к выходу. В отворенную на миг дверь падает свет и тут же гаснет в ледяной тьме (кондиционеры морозят застывший воздух). Я теряю нить повествования. Мужчина и женщина не слышат друг друга, это я понимаю.
Фильм кажется очень старым, как будто он снят лет за сорок до сегодняшнего дня, как будто его откопали в архиве. Пленка сохранилась удивительно хорошо. Полумрак, туман.
- Я останусь собой? - спрашивает герой. - Я забуду о себе прежнем?
Да, милый, - отвечаю ему мысленно, - забудешь. Разве что в самой глубине памяти что-то забрезжит, встревожит. Погубит. <…> читать весь рассказ

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
ЧИЗКЕЙК (2008)
Режиссер: Евгений Звездаков
Сценарий: Елена Долгопят ("Чаепитие после смерти")
По рассказу Елены Долгопят "Два сюжета в жанре мелодрамы".
Производство: Кинокомпания "Протел"

Аннотация
: Трое незнакомых друг с другом людей – актриса Наташа, врач Михаил и 13-летний мальчик Алеша – снялись в рекламном ролике торта "Чизкейк". За уютным обеденным столом пьют чай папа, мама и сын. Мама передает сыну кусок чизкейка на лопаточке. Все улыбаются друг другу, все счастливы... Прошло время, и каждый из участников съемки попытался вернуться к обычной жизни, но всё пошло совсем не так, как они того хотели. Герои не подозревали, что их судьба уже предопределена. "Чизкейк" сыграл с ними злую шутку, жестоко перекроив привычную реальность...

ОТЗЫВЫ

Тонкая грань между увлечением и манией, жизнью и смертью…

Отзыв Сергея Коврыгина на Кинопоиске

<…> Впечатление двоякое — не знаю, каких ощущений больше: хороших или плохих. Евгений Звездаков, режиссер этого фильма, на мой взгляд, человек, у которого будет большое профессиональное будущее. А что касается именно этого фильма — ему следовало просто чуть дольше поработать. На протяжении всего фильма есть моменты, которые плохо отшлифованы или не отшлифованы вовсе. Зато Елена Долгопят, сценарист, показала себе с самой лучшей стороны. Ведь подобного сюжета мир не видел очень давно, и он очень необычен. Он интригует, где нужно держит в напряжении. Но, есть одно «но»: актеры, которые так долго играют в кино, как Сергей Чонишвили, не очень хорошо сыграли свои роли. На протяжении всего фильма тебя не покидает чувство, что ты находишься в театре и смотришь постановку, причем не с самого хорошего места. Из актеров с наибольшим успехом, на мой взгляд, сыграла Ольга Ломоносова и Людмила Аринина. Да и Павел Меленчук ничего так. Но в фильме есть и положительные стороны, а точнее сторона. Несмотря на то, что «Чизкейк» не несет никакой морали, не предоставляет никакого решения проблемы, то, что проблема эта поднята — уже большое дело. Людям здесь напоминают не только о том, что неблагополучные, причем рукотворно неблагополучные семьи угроза для всего общества, но и говорят о том, что любая заинтересованность чем-либо, любая мечта может стать навязчивой идеей, во имя которой могут погибнуть люди. <…>


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ


Фильм - участник 8-ого Международного фестиваля продюсерского кино "Кино-Ялта-2008" (2- 6 сентября).


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕЛЕНЫ ДОЛГОПЯТ

«В 2007 году (число и месяц не помню) мне позвонила Кира Георгиевна Муратова. Не домой, а на Мосфильм, где тогда располагался (расположился) Музей кино. Она прочитала в «Искусстве кино» (№ 8 за 2006 год) мой сценарий «Чаепитие после смерти» и захотела его поставить. (По всей видимости, она тогда выписывала журнал и получала номера по почте.) Она спросила, не против ли я. О да, я была не против, но сценарий уже ставил другой режиссер. Увы.
Я переживала, отправила ей мою книгу. Надеялась, вдруг Киру Георгиевну еще что-то заинтересует, если не в книге, то в «Искусстве кино» (там время от времени печатали мои тексты, спасибо Заре Абдуллаевой). Но нет.
Вот и вся история. Обо мне».
Фейсбук*, 09.06.2018

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
вернуться
Герой за школьной партой
автор: Мария Черняк
издание: Библиополе, 2008, № 3, с. 44-49
произведения: Елена Долгопят. Путь домой // Тонкие стекла: Повести и рассказы. — Екатеринбург: У-Фактория, 2001.
Елена Долгопят. Два сюжета в жанре мелодрамы. – Знамя, № 6, 2001.
<…>

Выморочная, извращенная средствами массовой информации жизнь ребенка становится одной из главных тем прозы Елены Долгопят: «В детстве у Сережи был набор пластмассовых кубиков, чуть-чуть пропускавших свет, легких и полых. Он строил город и представлял, что в кубиках живут люди, как в тюрьме. Пожизненное заключение. Но если сделать в кубике дырочку, люди мгновенно погибнут» - начинает рассказ «Путь домой». Название символично: все герои Долгопят пытаются вернуться куда-то, все путешествуют в поисках утраченного – прошлого? Дома? Счастья? Семьи?

Сережа, герой рассказа, говорит: «Игра эта – что-то вроде путешествия по фантастическим мирам в бесконечно разнообразной вселенной. Ты можешь путешествовать по мирам, которые предусмотрены программой, а можешь создавать собственные. Планета, условия жизни, персонажи. Все должно быть согласовано. При таких-то условиях возможны такие-то персонажи, а при таких-то – невозможны. Вопрос согласования – это самый большой вопрос, тут надо и в физике разбираться, и в биологии, и в анатомии, и даже в геологии. Я все это время занят созданием мира, где черные яблони, где ты ждешь меня из школы, а я сижу с тетей Таней и болтаю о детективах… В общем, мое чудесное прошлое. И этот вымысел здорово меня затягивает…»

Но пути домой герой так и не находит, потому что дома нет. Есть только копия без оригинала, об отсутствии которого бесполезно жалеть, как нельзя тосковать по умершему, никогда не жившему на свете.

В рассказе «Два сюжета в жанре мелодрамы» Е. Долгопят снимается рекламный ролик кондитерской продукции: «Женщина, мальчик и мужчина пьют чай с тортом. Обстановка – мирная. Лампа над столом излучает мягкий, теплый свет. Чай дымится в белых тонких чашках. Женщина подает мальчику кусок торта на серебряной лопаточке. Все трое вдруг улыбаются друг другу как заговорщики, будто бы они тут одни и никто их не видит».

Мастерство оператора и точность подбора «лиц» для этой рекламы определили ее невероятный успех: «Была задумана реклама торта, а вышла реклама семейной жизни. Очевидно, что мальчик, мужчина и женщина любят друг друга, что им хорошо вместе, что этот дом с чашками, мирным светом, воздухом – дело их рук, что без них, без любого из них, мир рухнет, что они – триединство, троеначалие, необходимое и достаточное условие существования друг друга… Любой видевший эту рекламу оставался под впечатлением семейного уюта и взаимной любви, объединяющей этих троих персонажей».

Иллюзорность киношного мира, абсолютное несовпадение с реальностью становится причиной трагедии. В рекламе должен был сниматься племянник режиссера, который в самый последний момент категорически отказался. Редактору пришлось срочно искать героя просто на улице. Подходящим «лицом» оказался Коля, мальчик из малообеспеченной семьи, в которой царили одиночество, нищета, нелюбовь и равнодушие. Поэтому короткая съемка в ролике про «счастливую семейную жизнь» перевернула внутренний мир мальчика.

Его главной целью стало воплощение этой иллюзии в жизнь. Коля – представитель нового поколения, воспитанного на компьютерных «стрелялках» и кровавых триллерах, идеалом которого стал Данила Багров, герой фильма «Брат», добивающийся своей цели хладнокровно и упорно.

Коля сначала вселяется (путем уговоров, слез, заискивания, угроз и ночевок на холодной лестничной площадке) в холостяцкую квартиру Дмитрия Васильевича, игравшего в ролике, и пытается создать «семейную идиллическую атмосферу с запахом сдобных булочек», а потом просто, как будто нажимая на компьютерную мышь, убивает мужа и двоих детей героини ролика – Наташи, расчищая место для «рекламной семьи». После этого он стал заходить, готовить, разговаривать с онемевшей от горя женщиной и как-то привел к ней Дмитрия Васильевича. А «через полгода примерно они обменяли обе квартиры на трехкомнатную и съехались жить вместе. Больше всего мальчик любил вечера на кухне под лампой из зеленого стекла. Лампу он сам выбирал в магазине "Свет"». Страшный в своей лаконичности и кинематографической точности рассказ Е. Долгопят прекрасно иллюстрирует те процессы, которые происходят сегодня в массовом сознании. По мнению писателя М. Харитонова, «"киношная" версия жизни именно в силу своей документальной, фотографической правдоподобности может подменить жизнь реальную. Уже существует киношная война и киношная революция, киношные преступники и герои, киношные деревни и стройки, киношная любовь, киношная эстетика и идеология. В массовом сознании эта подмена едва ли не полная».

<…>

Мария Черняк. Герой за школьной партой // Библиополе. — 2008. — № 3. — С. 44-49.
Вернуться
ГЛАЗАМИ ВОЛКА (2005)
Режиссер: Николай Вороновский
Сценарий: Елена Долгопят, Николай Вороновский
По рассказу Елены Долгопят "Глазами волка"
Производство: ТПС «Актер кино», киностудия им. Горького

Аннотация
: В неотдалённом будущем полёты за пределы солнечной системы становятся реальностью. В это же время секретный Институт Планирования человека занимается моделированием личностей. Но на одном из их "воспитанников" система дала сбой. Спецслужбы оказались бессильны вернуть его под свой контроль и вынуждены обратиться к помощи старого учёного-изобретателя, давно избегающего общества...

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕЛЕНЫ ДОЛГОПЯТ

<…> Через год они появились, молодая женщина и молодой мужчина. Сказали, что съемки должны начаться через четыре дня. Но сценария у них нет. И если я не напишу сценарий за эти четыре дня, они просто не знают, что делать.
Но договор, но деньги?
Обязательно! И договор! И деньги! Но сценарий. Сначала — сценарий.

Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что легко переделать рассказ в сценарий. Даже если в рассказе всё очень зримо описано. Эта «зримость» достигается чисто литературными средствами. В кино литературные средства не работают. Надо придумать действие, которое бы передавало то, что рождается сочетанием слов. Или не надо. Возможно, нужно ввести нового героя. Или новый сюжетный поворот. И при этом не потерять смысл истории. Постараться его донести чисто драматургическими средствами. И чтобы старик смотрел на огонь, и чтобы сыпались на жестяной лист красные искры. И чтобы маленькая девочка стояла на картофельном поле.

Я написала сценарий. За четыре дня. Сейчас бы не рискнула перечитать.
Написала, отправила.
Ответа не последовало.

Примерно через год…

На самом деле, это смешно.

Жизнь смешная штука.

Примерно через год они позвонили и сказали, что фильм в принципе готов. Режиссера, правда, они выгнали, он снял одну только сцену, а все остальное доснимал лично он, продюсер. Они же были продюсеры, этот молодой человек и эта молодая женщина. <…>

Елена Долгопят. "Такое кино" // Тверьлайф, 2020, № 1
Made on
Tilda