В «Макдоналдсе» он взял Мите гамбургер и картошку-фри, кофе с молоком и пирожок с вишней, себе — зеленый чай и отправил Митю в туалет умываться.
Устроились они удобно, за маленьким столиком, музыка и толчея не мешали. Старьевщик помешивал чай и наблюдал за Митей. Митя ел быстро, жадно, от еды вспотел и промокнул лоб салфеткой.
— Ну как? — спросил Старьевщик.
— Спасибо.
— Силы появились?
— Ну… да.
— Тогда объясни мне про время. Куда ты опоздал и вошел?
— В квартиру. Помните, вы еще адрес списали из журнала? Я им граммофон относил. Вот к ним я вошел не вовремя.
Старьевщик смотрел упорно, вопросительно.
— Они всегда предупреждают. К ним можно заходить только от без четверти двенадцать до двенадцати ровно. Я вам тогда говорил. Помните?
— Помню. Но почему?
— Я не знаю. Факт тот, что я уже в первом часу к ним. А их там нет. Совсем другие люди, только внешне они, а по сути — другие. Я домой, а дома нет. Мастерская на месте, но там окно выбито, помойкой несет из окна, и кто-то там шевелится.
— Крысы, — сказал Старьевщик.
— Крысы? — переспросил Митя.
— Говорят, там уже лет пять, как съехала мастерская, кто-то купил помещение, но делать ничего не делает.
Старьевщик вдруг потянулся и ухватил коробку, которую Митя пристроил на стул возле себя. Митя завороженно смотрел, как Старьевщик забирается узкими пальцами в щель, вытягивает пластинку в бумажном конверте, вытягивает всю. Разглядывает. Щурится. Читает надпись. Спрашивает:
— У кого купил?
Митя не тотчас понял, что это к нему вопрос.
— У вашей жены.
Ничто в лице Старьевщика не дрогнуло.
— За сколько?
— За две с половиной.
— Больно дешево.
— Ну, я не знаю, по мне так совсем не дешево.
— По тебе и гамбургер — шикарная еда.
— Я знаю. Я понимаю, что я не очень-то соответствую. Но это не мне пластинка, это в подарок.
Но Старьевщик не слушал. Взгляд его отсутствовал.
Митя взялся за пирожок. Съел и запил кофе. Взгляд Старьевщика тем временем вернулся.
— Значит, распродает?
— А куда деваться? Полгода прошло, вас нет, деньги проела.
— Хороший аппетит.
— Вы напрасно, она по вас плачет.
— Это временно.
Старьевщик вернул пластинку в коробку, а коробку — на стул. Отпил уже холодный чай. Сморщился.
— Помои.
— А вы сахару положите.
Старьевщик посмотрел на Митю прозрачными глазами.
— Я подумал, что ты ерунду какую-то наплел про время. Не утерпел и тотчас поехал. Как списал адрес, так и поехал. Очень меня их коллекция заинтриговала.
— Это я виноват, плохо объяснил.
— Виноват, — легко согласился Старьевщик.
Он оглядел зал, увидел школьников, они тесно сидели за одним столом, лениво переговаривались, пили колу из высоких стаканов, дремали. Старьевщик поднялся и направился к ним. Что-то у них спросил, взял протянутый карандаш, вернулся и устроился вновь напротив Мити.
— Записанная книжка у тебя имеется?
— Нет.
— Ну, конечно.
Старьевщик взял салфетку с подноса и написал мягким карандашом ряд цифр. Сложил салфетку и протянул Мите.
— Спрячь.
— Зачем?
— Спрячь. В карман, в куртку. Вот так. Это мой телефон. Позвонишь, когда надоест таскаться с этой штукой, — ткнул в коробку. — Но только в этом случае. Ни по какому другому поводу не звони. Сим-карту сменить недолго, но не хочется, так что не вынуждай. Понял?
— Понял.
— Молодец.
И Старьевщик поднялся из-за стола.
— Погодите, — вскочил Митя. — А как вы? Как живете? Полгода уже. Как?
— Нормально, — сказал Старьевщик и направился к выходу, на ходу бросив карандаш на стол школьникам.
— Ну, дядя, — воскликнул школьник, — так и заикой оставить можно.
Митя растерянно смотрел, как Старьевщик уходит. Подхватил коробку и бросился вслед.
Догнал и пошел рядом.
— Я спросить хотел, а что, этот Туманов, так хорошо поет?
— А ты не слышал?
— Не успел.
— Найди где-нибудь граммофон, послушай.
Старьевщик вдруг остановился, повернул к Мите лицо.
— Ты намерен идти за мной?
— Я просто спросить хотел.
— У меня больше нет ответов.
И Старьевщик направился к автобусной остановке.
В этот день Митя забрел в глухой переулок за храмом в Хамовниках. Брел он туда от проспекта Мира долго: по Большой Лубянке и Театральному проезду, через Охотный ряд и по Моховой, Волхонке и Остоженке. Долго, потому что засматривался на дома и прохожих, заходил греться в магазины. Очень уже похолодало в этот день, снег перестал, облака истончились, но не ушли, просеивали солнечный свет, но свет этот не грел, а как будто морозил.
И чувствовал Митя, что ботинки у него летние, куртка — одно название, щетина отросла на лице и не греет, а на душе скучно, тесно и выхода нет.
В переулке, где Митя оказался уже в сумерках, было не по-московски, не по-нынешнему глухо. Тихо, безлюдно, сонно. Оледеневший тротуар скользил под ногами. В окнах старинной усадьбы с белыми колоннами горел свет. Митя поднялся на крыльцо и постучал.
Дом оказался музеем. Митя заплатил из оставшихся крох женщине в платочке, и его пропустили.
Когда-то, давным-давно, в доме жили люди, от них остались вещи. И если бы не живой огонь в старинной печи, вещи казались бы мертвыми. Но дрова потрескивали и пахли живым теплом. И деревянные половицы отзывались скрипом. Был в доме и граммофон, про который смотрительница сказала, что он работает. Митя спросил, нельзя ли его послушать, у него с собой как раз грампластинка, оставил в гардеробе вместе с курткой. Но смотрительница не разрешила. Она вообще смотрела на Митю подозрительно, ходила за ним из комнаты в комнату, следила, чтобы он не трогал вещи и не заходил за оградительные шнуры. Спасибо, что смотреть не возбраняла. И Митя смотрел. Не столько на вещи в доме, сколько в окна, за которыми рос сад. «Чудом сохранился от тех лет», — сказала смотрительница. И Митя подумал, что окна здесь — машина времени.
Он вышел из дома на потемневшую улицу и тихо направился к «Парку культуры». Он решил спуститься в метро и доехать по радиальной до «Комсомольской», найти на Казанском вокзале местечко поудобнее, желательно возле батареи, вытянуть уставшие ноги и уснуть. Мите казалось, что он уже спит, что тело движется автоматически, а сознание погружается в сумерки.
Нашлось место и теплое, и удобное, так что Митя устроился, вытянул ноги, голову запрокинул и закрыл глаза. Коробку спрятал за спину. Он думал, что мгновенно провалится в сон. Но в голове воцарилась дневная ясность. Ясность и невозможность позабыть себя. Мучительнейшее состояние. Состояние, в котором Митя слышал все звуки — ходьбу, разговоры пассажиров, объявления диктора; слышал и не мог отрешиться. Запахи были отчетливы, разнообразны и тяжелы. Невыносимо было оставаться в их окружении. Воздух казался пыльным. Митя открыл глаза, увидел под потолком летящего голубя и решил, что лучше оказаться под настоящим просторным небом.
И вновь Митя обогнул величественную громаду вокзала и вновь побрел темными, глухими переулками к Курскому. Все так же вели его переулки над железной дорогой, соединяющей два вокзала, вели по краю обрыва, на дне которого поблескивали вместо воды рельсы.
Снег в эту ночь не шел, мокро и холодно чернел асфальт. Митя достиг моста, перешел на ту сторону пропасти и побрел через дворы к Садовому. У подъезда мрачного каменного здания, как и в прошлую ночь, сидела на лавке девушка. Всё та же. Бледная, рыжеватая, веснушки на покрасневшем носу. Смешная. Кроссовки летние на босу ногу. Замерзла, вот отчего нос покраснел, самый кончик. Замерзла, но продолжала все-таки сидеть. Может, ей тоже идти некуда?
Митя тихо, боясь спугнуть девушку, приблизился к лавке и сел. Но не слишком близко, еще один человек мог бы свободно уместиться между ними.
— Как дела? — спросил Митя.
Неожиданно девушка свистнула. И мгновенно из заснеженных кустов вырвалась огромная псина. Ощетинилась, оскалилась и зарычала на Митю. И Митя заметил на псине ошейник, а у девушки — намотанный на ладонь поводок.
— Спокойно, спокойно.
Девушка погладила псину по голове и посмотрела на Митю ледяным взглядом.
— Я не кусаюсь, — сказал Митя. — Просто сижу. Просто спросил, как дела.
— Дела отлично, — ответила девушка, поглаживая псине загривок.
— А у меня фигово дела, — сказал горько Митя.
Девушка ничего на это ему не ответила, а псине сказала: «Айда домой, Марта». И поднялась с лавки.
— Да, — сказал Митя, — конечно, был бы я не человек, а собака, ты бы меня тоже по голове погладила, пожалела бы, еще бы и колбасы вынесла пожрать, а так, конечно, я же человек, меня только травить можно.
Девушка посмотрела на него и вдруг улыбнулась.
— А что ты под курткой прячешь?
Митя вынул большую плоскую коробку и протянул девушке. Она поколебалась, но взяла. Марта не сводила с Мити карих злых глаз. Девушка заглянула в щель коробки, осторожно протолкнула в щель палец.
— Что там?
— Пластинка. Старая, граммофонная.
— Твоя?
— Да. Купил. Не украл.
— А колбасы тебе правда, что ли, вынести?
— Правда.
— С хлебом?
— И с маслом, если можно.
Девушка рассмеялась, вернула Мите коробку, ухватила Марту за ошейник и подтолкнула к подъезду. Набрала код, отворила дверь, пропустила собаку. Митя смотрел на закрывшуюся за ними дверь. Поднялся с лавки и посмотрел на окна подъезда. Ничего не разглядел в них. И сел ждать.
«Падает снег», — думал Митя. И больше ничего не думал. Чувствовал отупение и усталость.
Услышал, что отворяется дверь подъезда, повернул голову. Вышла девушка. Со свертком. Приблизилась к Мите и протянула сверток.
— Держи, здесь пара бутербродов, огурцы малосольные.
— Спасибо.
— Где есть будешь?
— Да прям здесь.
И Митя развернул сверток.
Девушка села на лавку и стала смотреть, как он ест.
— Ты хоть жуй немножко, а то, как удав, глотаешь.
Митя доел, подобрал с бумаги крошки, смял бумагу в комок и спрятал в карман.
— Спасибо.
— Не за что.
— Я бы еще кофе выпил, самую большую кружку, с молоком.
— А что случилось?
— Ты все равно не поверишь.
— Почему?
— Не знаю. Я бы не поверил. В общем, если коротко, утром у меня был дом, а сейчас нету.
— В это я могу поверить.
— И потому идти мне некуда.
— А деньги у тебя есть?
— Немного есть. Сто пятьдесят шесть рублей, если точно. И паспорт есть. Правда, адрес фальшивый. Завтра что-нибудь придумаю. Как-нибудь образуется, в общем. А ты иди, поздно уже.
— Как тебя зовут?
— Митя.
— Меня Ксенька зовут. На самом деле, Сенька. Так повелось, что Сенька.
— Смешно.
Сенька поднялась с лавки.
— Ладно, Митя, пошли.
— Куда?
— Кофе пить.
Марта заворчала, когда Митя вошел за Сенькой в прихожую.
— Смотри, — сказала Сенька Мите, — что-нибудь выкинешь, она тебя загрызет.
— Что я выкину? Я ноги еле передвигаю.
— Куртку-то сними. И коробку здесь оставь, никто не тронет.
— Я боюсь, как бы Марта не тяпнула, дорогая пластинка ведь.
— Закинь на полку, только шапки подвинь. Тихо, Марта, тихо. Присматривай за ним, но спокойно.
В маленькой кухне был поразительный беспорядок, гора грязной посуды в мойке, стопки грязных тарелок, рюмок и стаканов на столе, переполненное помойное ведро. Сенька сдвинула немного посуду, освободила на столе край, выбрала кружку из горы посуды, ополоснула, поставила перед Митей. Включила чайник.
— Кофе растворимый.
— Отлично.
— И сахар кончился.
— Ничего не поделаешь.
— Но молоко есть, между прочим. И пирожное осталось, могу предложить вместо сахара.
— Отлично.
— Ну вот, чайник скоро закипит, банка с кофе на подоконнике, холодильник, ищи в нем пирожное и молоко, а я посудой займусь, терпеть не могу, когда посуда грязная.
— А я спросить хотел, месяц ты ее, что ли, не мыла?
— Это у меня гости были сегодня. Нашел пирожное?
— Нашел. Еще тут водка у тебя. Можно?
— А ты ничего с водки, не буйный?
— Я не алкоголик, не бойся, я просто замерз.
— Ну бери, конечно. Бери, чего найдешь. Там еще салат есть, доедай.
— Сама делала?
— Вот еще.
— А я думал, сама. Вкусный потому что.
— Это у нас в супермаркете делают, да, вполне приличный. А если бы я сделала, ты бы есть не стал.
— Стал бы.
— Разве что с голодухи.
— А по какому поводу гости были?
— День рожденья.
— Поздравляю.
— Да. Спасибо. Только ты помолчи немного, ладно, а то вода грохочет, ты говоришь, я не слышу почти. Так что давай, ты ешь, а я посуду мыть буду. После поговорим.
Перемыв посуду и закрыв кран, она села к нему за уже свободный и чисто протертый стол, налила себе тоже кофе, и пирожное еще нашлось.
— Сколько тебе исполнилось? — спросил Митя.
— Двадцать.
— Считай, мы одногодки.
— Учишься?
— Работаю. Реставрация старой техники. Граммофон, к примеру.
— А часы можешь починить?
— В принципе да, но только не сейчас.
— Это ясно, что не сейчас, у тебя глаза осоловелые. Иди в комнату, там диван и плед, ложись.
— А ты?
— А у меня две комнаты, хоть и маленькие.
— Шикарно живешь.
— Бабкина квартира. Иди, а то сейчас здесь уснешь и под стол свалишься. Марта, подвинься, всю кухню перегородила. Да еще храпит, старая, ты слышишь, она еще храпит!
— Слышу.
Уже засыпая, Митя подумал: «Какая глупая девчонка, а если бы я был вор и злодей? Ну как так можно, взяла и пустила, дурочка».
— Тебе во сколько завтра вставать? — услышал ее голос.
— В семь.
— Ладно, разбужу.
И свет погас, но Митя этого уже не почувствовал.
Когда она его растолкала, свет едва брезжил.
Митя, как ни странно, сразу вспомнил, и кто она, и где он, и что с ним случилось за вчерашний день-перевертыш.
— Яйцо будешь на завтрак?
— Буду.
— Иди в душ, я сварю. Всмятку или вкрутую?
— Всмятку. От тебя холодом пахнет.
— Я с улицы, Марту гуляла.
И Марта, услышав, что говорят о ней, застучала когтями по полу, вбежала, встряхнулась, и мокрые капли попали Мите на лицо, он зажмурился и рассмеялся.
Для коробки Сенька нашла ему большой пакет, так что Митя куртку застегнул, а пакет понес в руке. По серому, мглистому небу шли тучи, и казалось, что ветер имеет фиолетовый цвет. Митя и Сенька вышли на Садовое и повернули к «Курской». По черному кольцу неслись с гулом машины, за этим гулом едва слышны были голоса, Митя и Сенька шли молча, но не из-за гула, который надо было перекрикивать, а оттого, что настроение было такое — идти молча.
Вошли в вестибюль метро.
Ступили на эскалатор. Митя хотел попросить у Сеньки номер ее мобильного, но вспомнил, что у него самого мобильного нет, то ли дома забыл, то ли на работе. Как всегда. Хотелось ему что-то сказать ей, что-то приятное, но не просто приятное, а важное, существенное, чтобы она улыбнулась и запомнила. Но слова не находились, и Митя молчал.
— Ты куда сейчас? — спросила она.
— Не знаю.
— Как же так?
— Так уж. Некуда мне.
Они сошли уже с эскалатора и стояли в шумном, гулком вестибюле.
— Что у тебя стряслось?
— Долго объяснять.
Сенька задумалась.
Пришел и ушел поезд.
Сенька раскрыла сумочку, вынула ключницу и протянула Митьке.
— Бери. Бери, пока дают. Знаешь, как моя бабушка говорила: «Дают — бери, бьют — беги».
Митя неуверенно, робко взял ключ.
— Если захочешь, погуляй днем с Мартой, она будет счастлива, я часов в восемь освобожусь, в холодильнике, сам знаешь, чего есть, бери, музыку громко не включай, соседи взбесятся. Все понял?
Вечером, когда она вернулась, они сели пить чай, и она рассказала, что работает в конторе, вбивает в базу данные, учится заочно, устает жутко. Сенька зевнула, и Митя сказал, чтобы она умывалась и отправлялась спать. Вымыл посуду, ушел на свой диван, долго не мог уснуть смотрел на черное небо за окном. Встал, подошел к ее комнате, приоткрыл дверь. Белели простыня и подушка. Сенька спала, приоткрыв рот. И Митя осторожно прикрыл дверь.
Под утро он проснулся от ее взгляда. Сенька сидела на краю дивана и пристально рассматривала Митино лицо.
— Что? — спросил Митя.
— Ты во сне хмуришься.
И она коснулась пальцами его лба.
— У тебя руки ледяные, — сказал сонно Митя.
— Замерзла.
Митя отодвинулся к стене и отогнул одеяло. Сенька забралась к нему под бок, прижалась.
— А ноги у тебя вообще неживые.
— Живые-живые, — сказала Сенька и спряталась с головой под одеяло.
И Митя вдруг рассмеялся — Сенька защекотала ему живот.
— Хорошо, — сказала Сенька. — Смеяться ты умеешь.
Митя нырнул к ней под одеяло, коснулся губами шеи. Его трясло от желания и от страха.
Когда совсем рассвело и они устало лежали рядом, Митя спросил;
— Как ты мне так могла ключи отдать? А если бы я был бандит, ты подумала?
— Конечно.
Стуча когтями, вошла Марта. Ткнулась мокрым носом Мите в руку.
— Гулять хочет, — сказала Сенька. — Сходи с ней, а я завтрак соображу. Что-то у нас там должно быть, хлеб хотя бы.
Жизнь у Мити стала складываться. Он устроился в металлоремонт, работал спокойно, с удовольствием, починил в подъезде проводку. Стали обращаться соседки с мелочами: утюг посмотреть или будильник. Митя с мелочами справлялся, образовалась клиентура. Сенька работала и училась, и было им вместе хорошо и спокойно. И Митя чувствовал, как привязывается к ней, как будто они два дерева, которые растут так близко, что корни их переплелись. И Митя, работая, к примеру, у себя в мастерской, чувствовал, что у Сеньки
в ее конторе разболелась голова. И также Сенька его чувствовала даже на расстоянии. И Митя мог бы сказать, что живет наконец полной жизнью и что не представлял прежде, что так может быть.
3
Снег раскис и сошел, по Москве-реке плыли белые льдины, по небесной синеве — облака, солнце прогревало уже воздух. Митя сидел за высоким барьером у себя в мастерской, окно было отворено, тинькала синица, Митя развинчивал переключатель в настольной лампе, там, скорей всего, разошлись проводки, спаять — ток пойдет и лампа оживет. Митя чувствовал себя доктором для вещей.
Кто-то постучал по барьеру, и Митя поднял глаза.
— Спица сломалась, — мужчина положил на барьер зонтик. — Сделаешь?
— Конечно.
— На завтра дождь обещали.
— Сделаю.
Зазвонил телефон. Мужчина вынул его из кармана.
— Да. Конечно. Лучше завтра. С часу до трех. Нет, после трех меня уже не будет.
Мужчина отключил телефон, посмотрел на Митю и спросил удивленно:
— Ты чего?
Митя не сводил с мужчины оторопелых глаз.
— Эй, парень, что с тобой?
— А? — Митя очнулся и моргнул. — Ничего. Задумался. Простите. Сейчас. Пять минут, и готово.
И Митя раскрыл зонтик.
Дома вечером он нашел в шкафу старую свою куртку, Сенька все порывалась ее выбросить, да слава богу не собралась. Во внутреннем кармане Митя отыскал салфетку, развернул, увидел ряд цифр, взял телефон и набрал номер.
— Сергей Ильич? Это Митя. Пластинка? Да. То есть нет. Я знаю, как нам выбраться обратно, вот что! Почему? Нет, я хорошо живу. Я очень хорошо. Но я, правда, знаю.
Митя пришел на кухню. Сел и стал смотреть, как Сенька режет соломкой картошку, сотейник с маслом стоял уже на огне.
— Ты чего такой обескураженный? С кем говорил?
— Старьевщику звонил. Он меня послал. Я ему сказал, что знаю, как вернуться обратно, а он послал, странный человек, ведь у него жена там осталась, даже не представляю.
— Может, он ее не любит, — предположила Сенька.
— Может.
— Устроился здесь и доволен.
— Это я понимаю. Но все-таки.
— А как можно вернуться?
— Да очень просто. Как я сразу не догадался, удивительно, но я никогда догадливым не был. Надо прийти в эту самую квартиру, но только не в эти пятнадцать минут до двенадцати, а после, к примеру. И тотчас окажешься в той, другой. В прежней.
— С чего ты взял?
— Если рассуждать логически, то так оно и должно быть. Смотри. Как я попал сюда? Пришел не вовремя. И точно так же можно вернуться. Наверняка. Те же пятнадцать минут до двенадцати, и ты остаешься в этом мире, опаздываешь — и оказываешься в другом. Очень просто, я опоздаю.
— Не знаю. Может, и так.
— Надо проверить. Ты картошку не пересолишь?
— Постараюсь.
— Завтра у меня выходной, поеду и проверю.
— Послушай, Митя, не проверяй, не нужно это.
— Почему? Я точно так же вернусь. Вечером уже буду дома. Ведь ужасно интересно, прав я или нет. Хочется узнать, в чем тут фокус, расспрошу, они наверняка знают. И потом, они ко мне были добры, я себя человеком у них почувствовал, пластинку им отдам, будут рады. Отдам, расспрошу и вернусь.
— А по мне, лучше бы ты сидел дома в свой выходной, смотрел футбол, а вечером мы бы по центру прогулялись.
— Прогуляемся, не вопрос.
В начале второго Митя стоял у заветной двери. В подъезде пахло сыростью
и сигаретным дымом. Звонить Митя не спешил. Чьи-то шаги слышал за дверью. Увидеть бы сквозь дверь, чьи. Неуверенно протянул к звонку руку.
Дверь на звонок распахнулась. На пороге стояла Валя. Просияла.
— Митя! Где же ты пропадал? Заходи, что случилось? Мы думали, ты совсем пропал. Бабушка, кто к нам пришел! Деда!
Она схватила Митю за рукав и втянула в прихожую.
И Мите показалось, что он и вправду вернулся домой, к родным людям. Правда, это было странное возвращение. Как возвращение в дом, которого давно нет на свете. К людям, которых давно нет на свете. Которые существуют, но только в памяти. И в ней — не меняются и не стареют.
Но чувство странности было мимолетным.
К чаю Мария Сергеевна испекла блинчики с творогом, достала сливовое варенье. Митя ел с удовольствием. Ел и рассказывал свои приключения. Иван Фомич слушал и хмурился. Мария Сергеевна вздыхала и шептала время от времени: вот ведь. Валя смотрела на Митю, словно боялась упустить малейшее выражение его глаз.
Митя рассказал, как пришел к ним не вовремя и попал в другой мир.
О пластинке до поры утаил. Рассказал, что догадался, как вернуться. Посмеялся над своей тугодумностью. И наконец спросил, отчего же так странно устроена их квартира, что это за мир, в который она ведет, и почему в том другом мире живут их злобные двойники?
— Как все это объяснить? — спросил Митя.
Валя и Мария Сергеевна молчали, а Иван Фомич посмотрел в темное окно, за которым шумел глухо весенний дождь и сказал:
— Попробую. Попробую объяснить. Хотя и не знаю объяснения. Да и кто знает?
Выходило, по словам Ивана Фомича, что Валин прадедушка был не просто школьным учителем физики. Валин прадедушка, а Марии Сергеевны — дед. Не простым учителем, не просто руководителем по школьному курсу, по этой мелкой и спокойной реке. Нет, у него были собственные представления об устройстве мира, свои гипотезы и догадки. И своя идефикс.
Он хотел вернуться в прошлое. Прошлое его мучило. Он совершил дурной поступок и хотел его исправить. Он считал прошлое черновиком, который можно переписать набело. Надо лишь точно знать ход. И он искал этот ход, но не нашел. Проводил эксперименты. Здесь, в этой квартире, устроил лабораторию.
В чем состояли эксперименты, Иван Фомич по малой своей образованности сказать Мите не мог. Да Митя бы и не понял, так как был образован еще менее Ивана Фомича.
Единственное, что твердо понял в конце концов экспериментатор, было то, что прошлого не существует. В прошлое нельзя вернуться не оттого, что дверь туда закрыта. Не оттого, что нет хода. Нет самого прошлого. Нет черновика, нет чистовика, нет ни следа. Ничего нет. Таков был вывод.
— Но что же за мир, в который я попал? — спросил Митя. — Откуда он взялся и что значит? И почему так похож на наш?
— Взялся он из-за экспериментов, — только и мог ответить Иван Фомич.
А на вопрос о злых двойниках только развел руками.
Мария Сергеевна вступила в разговор.
— Дед считал, что злые наши двойники — насмешка Вселенной. Он считал, что у Вселенной есть чувство юмора.
— Черный юмор, — сказал Митя. — Чернее ночи. — И спросил: — А у меня в том мире тоже есть злой двойник?
— По крайней мере, ты его там не встретил, — сказал Иван Фомич. — И другие путешественники своих злых двойников там не встречали. Видимо, мы — исключение. Но мы сторожим вход. Как и те, впрочем.
— На нас — что-то вроде родового проклятия, — тихо произнесла Валя.
— А когда вас не будет? Что тогда?
— Мы не знаем, — грустно посмотрела на Митю Валю.
— А я вам пластинку принес. Туманова. В коридоре пакет оставил, — сказал Митя после молчания.
Пока они молчали, слышен был только дождь.
Они не могли поверить, спрашивали, где же Митя достал, но Митя улыбался, отвечал, что это дело случая и что счастлив их порадовать и ни за что не возьмет за пластинку деньги: это подарок.
Перешли в большую комнату, завели граммофон и поставили черный круг. Игла опустилась и заскользила, из трубы раздался голос, и Митя не знал, нравится ему этот голос или нет, мягкий и тонкий, легкий, почти невесомый. Голос из прошлого. Голос-паутина.
«Но как же так? — думал Митя. — Ведь прошлого нет».
После пластинки он сказал:
— Ну вот, спасибо вам, пойду домой.
— Домой? — осторожно переспросила Мария Сергеевна. — А ты уверен, что твоя квартира свободна? Ведь больше трех месяцев прошло, наверняка хозяйка уже и сдала ее кому-нибудь.
— Нет, я про другой дом. Я здесь не останусь, туда вернусь. Я там с девушкой познакомился, она меня ждет.
Вдруг Митя разглядел, какие у них растерянные и жалостливые лица.
— Что? — спросил Митя, испугавшись этой немой жалости.
— Митя… — начал говорить Иван Фомич.
Но Мария Сергеевна остановила его строгим взглядом.
— Погоди, Ваня, помолчи. А вдруг.
— Что? — спросил Митя встревоженно.
— Ничего, сынок, — ласково сказала Мария Сергеевна, — помни, что мы всегда здесь. Навсегда.
Митя не хотел верить в то, о чем уже догадался.
Он вышел от них. И едва закрылась за ним дверь, Митя вновь в нее позвонил. Услышал раздраженное:
— Что надо?
— Я сосед снизу! — крикнул Митя. — Вы нас заливаете.
Дверь отворилась, и Митю впустили.
— Ты? — вспомнил его злой двойник Марии Сергеевны.
— Я, — ответил Митя. — Кран у вас не течет?
— Где?
— В кухне.
— Да нет, заменили тогда еще, нормально вроде. Валька! Посмотри кран в кухне!
— Кто там? — раздался глухой, простуженный и раздраженный голос Ивана Фомича.
— Никто! — крикнула ему Мария Сергеевна.
— Не течет! — крикнула из кухни Валя.
— Вот и ладно, — сказал Митя и вышел из квартиры, захлопнув перед оторопевшей Марией Сергеевной дверь.
Стемнело. Воздух пах дождем.
Митя доехал до Казанского.
Он обогнул здание и пошел над железной дорогой. По мосту перебрался на ту сторону, поспешил через дворы, увидел знакомый дом, достал на ходу ключи.
Ключ не подходил, домофон не срабатывал. У Мити похолодели пальцы. Он набрал номер Сенькиной квартиры.
— Да? — спросил неузнаваемый голос из домофона.
— Это семьдесят шестая? — спросил Митя.
— Да вроде.
— Я хочу с Сенькой поговорить.
— Здесь нет никакого Сеньки.
— Сенька — это девушка, Ксения. Она здесь с собакой живет, Мартой.
— Ты, верно, ошибся.
— Может, она здесь раньше жила?
— Когда раньше, парень? Я здесь всю жизнь живу, сорок семь лет без малого.
И голос из домофона пропал.
Двор, дом, подъезд, в который Митя все-таки вошел, подкараулив, когда откроется дверь, — все было, как прежде. Но Сеньки в этом вывернутом мире уже не было.
Телефон ее не отзывался, на месте ее конторы работал детский сад. Митя пытался позвонить Старьевщику. Но то ли он сменил сим-карту, то ли не существовал здесь вовсе.
Много раз потом Митя возвращался в этот вывернутый мир. Надеясь вновь найти Сеньку. Не находил и возвращался к себе. Туда, где устроился худо-бедно и тянул помаленьку свою жизнь. По воскресеньям ходил в гости к Вале, Марии Сергеевне и Ивану Фомичу. Они оставались неизменны.
Пили чай. Слушали старинные голоса. Разговаривали.
Тайн между ними не было.