8. Вечерний театр
Темнело. В доме напротив зажигались огни.
Мне принесли кофе. Но я его не пил. Я очень устал. После обеденного перерыва из меня будто душу вынули. Я стал равнодушен к своей судьбе, — так примерно.
Хотя и нет ни души, ни судьбы, это только в литературе они появляются, самый главный вымысел. Литература — сказка о реальности, придание реальности смысла и значения, прекрасного или ужасного, возвышенного, уродливого, хотя бы какого-нибудь; не смысл, тоска по смыслу. Любое слово, написанное на бумаге, произнесенное или скрытое — оправдание реальности.
Мне и самому темна эта мысль, я не хочу ее додумывать. Я сижу в кафе у окна. В доме напротив горит уже много огней. Электрических, а может быть, и газовых тоже, если у них газовые плиты, в этом доме. Мне безразлично, какие там плиты. Какие там живут люди. Я слишком представляю всех этих людей. Они толпятся передо мной, мне тесно с ними, я их прогоняю, они меня не слушают и стоят упрямо перед глазами. Вчера я звонил по номеру, который мне дал костоправ. "Анатолий Иванович", — представился мне сухой голос. Он не захотел со мной встретиться, ограничился телефонным разговором. Расспросил, выслушал и дал рекомендации. И я готовился их исполнить.
Я сидел опустошенный перед черным кофе, он поблескивал, подрагивал, внизу проходила линия метро, и все здание подрагивало, вся улица, и черный кофе, который уже давно перестал пахнуть, остыл. Коснуться губами холодного кофе, все равно, что коснуться покойника. Жизни нет.
Около восьми я подозвал официанта и попросил счет.
Я перешел улицу и приблизился к зданию, которое наблюдал из окна кафе. За первым подъездом была черная полуподвальная дверь. Я позвонил в нее, и замок щелкнул, отворяясь. Слева от двери сидел охранник за низким школьным столом. Лампа освещала большие руки. Они лежали без дела. Кажется, он вообще не заметил, что я вошел. На всякий случай я остановился и сказал, что мне назначено.
— Арт-терапия, — зачем-то я уточнил.
— По коридору направо, — сказал он. И записал у себя в журнале: "арт-терпапия". Ручка казалась спиченкой в его лапе. Но удивительно изящно он выписывал буквы. Легкие они у него выходили, стройные, но чуть-чуть непристойные, как подвыпившие слегка балерины, если можно представить таких.
— Гардероб у вас есть? — спросил я.
— Нету.
И я направился узким, бедным коридором.
В небольшом, десять рядов, зале освещена была только сцена. Я различил на ней дощатый пол и узкий длинный стол. За ним сидели двое, мужчина и женщина. Не знаю, видели ли они меня из круга света, ведь я стоял внизу, в темноте.
Они сидели молча за столом, не переговаривались, не двигались. Я даже подумал, не манекены ли это. Но женщина повернула вдруг голову и посмотрела сощурившись в темный провал зала.
Я направился к сцене тесным проходом. По правую руку, в зале, разглядел темную фигуру и приостановился. Женщина произнесла со сцены:
— Нельзя побыстрее? Ждем вас десять минут.
— Часы отстают, — отвечал я миролюбиво.
— Так поставьте их правильно. У нас почасовая оплата, между прочим.
Я почему-то ожидал, что доски сцены будут скрипеть под моими ногами, но они молчали, не выдавали. Я приблизился к столу, лампа висела над ним низко, сосредоточенно.
— Садитесь, — приказала женщина.
— Где?
— Мест много.
— Анатолий Иванович будет?
Она указала глазами в темный зал.
— Занятия по арт-терапии веду я. Анна Игнатьевна, к вашим услугам.
Она сидела с торца, а я устроился за длинную, свободную часть стола, лицом в зал. Плешивый, средних лет, мужчина был от меня по левую руку, но через стол, лицом к мне, спиной к черному провалу. Мне увиделось в этом его положении какое-то особенное спокойствие, устойчивость. Мне было бы неуютно иметь за спиной черный провал. Из которого смотрит на меня так никогда и не увиденный мной Анатолий Иванович.
— Вам успокоительное назначено? — спросила меня Анна Игнатьевна.
— Нет. Я его раньше принимал. В разных видах. Бесполезно. Тупею. Не могу работать. Даже детективы не могу смотреть. Путаюсь в сюжете, как в лабиринте. Переход улицы становится невыполнимой задачей.
— Очень хорошо, — сказала она. И обратилась к плешивому:
— Виктор.
Он сидел, погруженный в себя, в свое состояние, но на обращение женщины тут же отреагировал, вынул из кармана облатку с таблетками, выдавил одну на ладонь, рассмотрел с брезгливым любопытством, как я бы рассмотрел жука, и торопливо закинул таблетку в рот. Перед каждым из нас стояла бутылка с водой. Он отхлебнул из своей. Вытер ладонью мокрый рот.
Анна Игнатьевна тоже приняла таблетку. При этом лицо у нее было строгое и сосредоточенное. Затем она вынула из сумки очки в толстой черной оправе и насадила на узкий нос. Достала из сумки листочки, разгладила, распределила на три худосочные стопки. Одну подтолкнула через стол мне, другую — мужчине.
— Я читаю за Сафонову, — сказала мне. — Вы — за Алексея. Виктор, вы читаете ремарки.
— Сцена номер один, — прочитал Виктор унылым, замороженным голосом.
Подъезд. Дверь отворяется. Входит Алексей. Отряхивается от снега. Стучит ботинками в пол. Идет к лифту. Уборщица Сафонова возит шваброй, во влажном кафельном полу криво отражаются электрические лампы. Завидев Алексея, она оставляет работу. Стоит и наблюдает за ним, опершись на швабру. Он подходит к лифту и нажимает кнопку вызова.
С а ф о н о в а: Что-то не видно жены вашей с сыночком.
А л е к с е й: Они в отъезде.
С а ф о н о в а: В отпуске?
А л е к с е й: У жены отпуск, у сына каникулы.
С а ф о н о в а: Хорошие они у вас. Сынок вежливый, всегда поздоровается. Отличник.
А л е к с е й: Хорошист.
С а ф о н о в а: И супруга вежливая. Но строгая. Я ее Кристиной зову, про себя. Я всем жильцам прозвища придумала. И вам.
А л е к с е й (несколько раздраженно): Замечательно.
Алексей с тоской смотрит на лифт. Кнопка никак не зажигается. Такое ощущение, что лифт сломался и застрял. В тоже время слышны с верхних этажей гулкие голоса, смех, кашель. Алексей кажется человеком сдержанным. Но только потому так кажется, что он, как правило, отстранен от происходящего. Но если нет возможности отстраниться, уйти в себя, быть незаметным, не на виду, он раздражается почти мгновенно. Он продолжает быть вежливым, но очень краснеет, ему как будто жарко становиться.
— Мне что, краснеть в этом месте? — спросил я.
— Как хотите, — ответила Анна Игнатьевна и перешла тут же к своей реплике.
С а ф о н о в а: Я вас зову Джеймс про себя.
А л е к с е й: Почему? По аналогии с кем? С чем?
С а ф о н о в а: Вы как будто иностранец. Англичанин. Не похожи на наших. Можно, я и вслух буду вас звать Джеймс?
А л е к с е й: Джеймс Бонд, если угодно.
Лифт наконец-то начинает гудеть, едет, и Алексей веселеет.
С а ф о н о в а: Джеймс Бонд вам не подходит. (Подумав): Тогда я буду звать вас Николай.
А л е к с е й: Чем вас Алексей не устраивает?
С а ф о н о в а (задумчиво): Николай вам больше подходит.
Лифт отворяет двери. И из него с шумом вываливает толпа: несколько взрослых и детей. Собака. Алексей хочет войти в освободившийся лифт.
С а ф о н о в а: Погодите, я в лифте протру. Быстро, мгновенье. Натоптали по-черному.
Она суется в лифт со шваброй. Нажимает кнопку задержки, двери застопориваются.
С а ф о н о в а: А у меня сын пропал.
Алексей с тоской смотрит, как долго она трет крохотный лифт; Сафонова явно тянет время, хочет задержать его возле себя, выговориться.
А л е к с е й (с нарастающим, едва сдерживаемым раздражением): В каком-то смысле я даже рад. Нет, мне жаль, и я думаю, он найдется скоро, ваш сын, но прямо скажем, за стеной стало гораздо тише. Я все никак не мог понять, почему, теперь ясно. Ничего не имею против вашего сына, но музыку он слушает убойную, у меня сердце болит от этого грохота. И рюмки в горке звенят и дрожат. Землетрясение, а не музыка.
С а ф о н о в а (обиженно): Еще неизвестно кто туда въедет, за стенку вашу. Еще такую музыку заведет, что о прежней как о райском пенье вспоминать будете.
А л е к с е й: Кто заведет? С какой стати?
С а ф о н о в а: Так продала я квартиру. Сына спасала. Он не в том смысле пропал, он денег проиграл много, его убивать начали, и сейчас еще не все заплатил, еще в долгу, но не убивают, он отрабатывает, хоть жизнь простили. Так что я теперь без квартиры, Николай, у соседки пока живу, пока разрешает, полы ей мою, еду варю, белье стираю, она инвалид, одна, ей скучно, надоем, выгонит, так и сказала, что выгонит, когда надоем.
Сафонова высказала наконец, что было на сердце. Дотерла полы в лифте и оставила кабину. Алексей вошел в лифт. Прежде чем двери закрылись, успел спросить и получить ответ.
А л е к с е й: А как вы сына своего зовете?
С а ф о н о в а: Ванечка.
— Следующая сцена, — сказал Виктор. И замолчал. Задумался над листком.
— Устали? — обеспокоилась Анна Игнатьевна.
— Да нет. Нормально.
— Я вижу, что устали. Давайте прервемся.
— Нет-нет, ни в коем случае! Я вас прошу, я только что интонацию нащупал.
Я раздраженно вмешался:
— Какая интонация? Вы же комментарии читаете. От автора.
— Думаете, у автора нет интонации? — обиделся Виктор.
— Для меня все эти комментарии — только инструкция. Пойди налево, затем — прямо. Тоже, что инструкция для сборки дивана. Возьмите гвоздь номер восемь, молоток номер шесть, бейте ровно.
— Вы говорите полную чушь, — холодно заметила Анна Игнатьевна. — и прекрасно это понимаете, просто хотите разозлить.
— Какая разница, с каким настроением вы будете гвозди заколачивать? — нервно вступил Виктор. — А в сцене настроение — важнейший фактор. Комментарий подсказывает не только направление движения, но и состояние. Смысл сцены раскрывает!
— Гвозди лучше с хорошим настроением заколачивать, чтоб не перекосило. — улыбнулся я.
— Чтоб не перекосило, надо опыт иметь! И только! — волновался Виктор.
— Разумеется, гвозди лучше с хорошим настроением заколачивать, — миролюбиво согласилась со мной Анна Игнатьевна.
— Особенно в гроб! — крикнул Виктор.
— Во что угодно, — мягко сказала ему Анна Игнатьевна. И обратилась ко мне. — Но в сцене иногда необходимо, что гвоздь пошел криво, чтобы человек расплакался, может быть.
— Конечно, — согласился я. — И тогда будет написано: пошел налево с плохим настроением. Споткнулся по дороге и расплакался. Это важно и нужно, я согласен. Но почему эту рекомендацию насчет настроения нужно читать с какой-то особенной интонацией? Можете объяснить?
— Чтобы до тебя дошло лучше, — глухо сказал Виктор.
— Успокойтесь, — попросила его Анна Игнатьевна. — Вы ему ничего не докажете. Он вас провоцирует. Выпейте еще таблетку и продолжайте чтение.
Виктор молчал. Смотрел остановившимся взглядом в листочек. Взял бутылку, отхлебнул воды. Таблетку пить не стал. Анна Игнатьевна ждала терпеливо. Он поставил локти на стол, взялся ладонями за виски, точно отгородился от нас ладонями, и начал чтение глухим, невыразительным голосом:
Алексей входит в подъезд, отряхивается от снега. Направляется к лифту и приостанавливается. Возле лифта появился домик. Почти как настоящий. С большим стеклянными окошком, за которым уютно горит свет. Фанерные стены покрашены снаружи, и окраска имитирует кирпичную кладку. Так что домик в первую секунду кажется совершенно настоящим, основательным.
Алексей заглядывает в окошко. Кресло. Тумбочка с телевизором. Роза в глиняном горшке. Половичок на полу. Но людей в домике нет, хотя горит свет, и чайник электрический закипает.
С а ф о н о в а (за спиной Алексея): Здравствуйте, Николай.
Алексей от неожиданности вздрагивает и отшатывается от окошка.
С а ф о н о в а: Любуетесь? Я и сама любуюсь. То внутри посижу, то наружу выйду поглядеть. Так мне нравится, прямо так бы и жила здесь.
А л е к с е й: Так это для вас домик соорудили? Значит, вы теперь у нас консьержка? С повышением. А полы теперь кто моет?
С а ф о н ов а: Полы мою по-прежнему. Деньги нельзя терять в моем положении.
А л е к се й: Рад за вас.
Алексей направляется к лифту, но Сафонова его останавливает.
С а ф о н о в а: У меня разговор к вам, Николай.
Алексей нажимает кнопку вызова лифта.
А л е к с е й: Я спешу, извините.
С а ф о н о в а: Я вас надолго не задержу.
Она стоит и смотрит на Алексея. Меж тем лифт подходит и открывает двери.
С а ф о н о в а: Про жизнь и смерть разговор.
Алексей: В абстрактном смысле или в конкретном?
Лифт закрывает двери, но Алексей вновь нажимает на кнопку, и двери разъезжаются.
С а ф о н о в а: В очень конкретном смысле.
Алексей смотрит на нее вопросительно.
С а ф о н о в а: Секретный разговор.
Лифт закрывает двери.
Виктор отнял ладони от висков, перевернул прочитанный листок. Отпил воды из бутылки.
— Все нормально? — спросила Анна Игнатьевна.
Он на ее вопрос не отвечал. Смотрел упорно в следующий листок. Очевидно, читал про себя, нащупывал интонацию. И голос у него изменился, когда он начал. Стал приглушенным.
Входя в домик, Алексей едва не смахивает чайник, но успевает подхватить, удержать.
С а ф о н о в а: Осторожно, горячий.
Видно, что Сафонова очень обеспокоена сохранностью своего хрупкого мирка.
С а ф о н о в а: В кресло садитесь, Николай.
А л е к се й: Не развалится оно подо мной?
С а ф о н о в а: Крепкое кресло, почти новое. Даша отдала из пятьдесят четвертой. Наши дети в одном классе учились, только ее дочка сейчас в Англии процветает, а мой совсем пропал. Ваши давно вам звонили?
А л е к с е й: Мы светские разговоры будем вести? Вы же про жизнь и смерть хотели?
С а ф о н о в а: Я про них и говорю, про жизнь и смерть.
Алексей смотри на Сафонову с тревогой. Слышно, как открывается дверь подъезда, кто-то входит. Сафонова задергивает занавеску на окне и включает телевизор. Чтоб посторонние уши слышали телевизор, а не разговор.
С а ф о н о в а: Когда они вам звонили?
А л е к с е й: В обед. Все в порядке. Сказали, что все отлично. С какой-то очень высокой горы катались.
С а ф о н о в а: Ну, слава богу! Рада за них, пусть здоровья набираются, пока мы тут с вами дела решаем.
А л е к с е й: Вы простите, конечно, но какие у нас с вами дела могут быть?
С а ф о н о в а: Вы правы, вы правы, где вы и где я, думаете я не понимаю? Места не знаю своего? Это все Ванечка, он все путает, ни сна, ни покоя от него, но не могу я в беде бросить кровиночку свою, поймите и вы, Николай.
Алексей молчит, смотрит на Сафонову настороженно. Телевизор бубнит.
С а ф о н о в а: Ванечка просил передать, что все будет хорошо с вашими, можете не волноваться.
А л е к с е й (волнуясь): Я и не волнуюсь.
С а ф о н о в а: Всего-то десять тысяч, они у вас есть, и не сказать, что последние.
Алексей удивленно приподнимает брови.
С а ф о н о в а: Не выдержал Ванечка, опять играть начал, это как наркотик, он говорит, избавиться невозможно, хотя знал, что нельзя выиграть, не дадут, знал, но не удержался, теперь должен десять тысяч евро, не отдаст, руки отрубят по локоть, сроку дали один день. Выручайте, Николай. До полуночи Ванечка ответ ждать будет.
В стекло с той стороны стучат, сдержанно, но требовательно. Сафонова успокоительно кивает Алексею, подходит к окошку, отгибает угол занавески, приподнимает раму со стеклом.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Голубушка, Алевтина здесь живет?
С а ф о н о в а: Как фамилия?
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Фамилия мне неизвестна. К этому подъезду вчера подвозил.
С а ф о н о в а: Алевтины не знаю.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Думаешь, обманула старика?
С а ф о н о в а: Не знаю.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Сказала, что здесь живет, а сама, может, в Бибирево.
С а ф о н о в а: Не знаю.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Или, может, ее Ксюшей зовут? Живет у вас Ксюша?
С а ф о н о в а: Не знаю.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Что ж ты, голубушка, сидишь и ничего не знаешь?
С а ф о н о в а: Не знаю.
Сафонова опускает раму и расправляет занавеску. Делает телевизор громче. Поворачивается к Алексею.
С а ф о н о в а: Он сказал, что если до полуночи вы согласия не дадите, он ваших живыми не отпустит.
А л е к с е й: Я с ними в обед разговаривал. Они с горы катались.
Сафонова молчит.
А л е к с е й: Где ваш Ванечка находится?
С а ф о н о в а: Не знаю, милый.
А л е к с е й: Он по телефону с вами разговаривал?
С а ф о н о в а: Нет, мой хороший, письмо он мне прислал, утром нашла в почтовом ящике.
А л е к с е й: Покажите.
С а ф о н о в а: Не могу. Сожгла. Как велено было.
А л е к с е й: На бумаге письмо было?
С а ф о н о в а: А на чем же?
Алексей достает мобильник и набирает номер. Номер не отвечает. Алексей отключает телефон. Смотрит внимательно на Сафонову. Включает телефон.
А л е к с е й (набирая номер): Звоню в милицию.
С а ф о н о в а: Тогда вы их не увидите. Ванечка просил передать, что ни живыми не увидите, ни мертвыми. Ему терять нечего, так он просил передать.
Алексей отключает телефон и смотрит устало на Сафонову.
А л е к с е й: Больше ничего он не просил передать?
С а ф о н о в а: Больше ничего.
А л е к с е й: А как он узнает, согласился я или нет?
С а ф о н о в а: Если я до полуночи на подоконник герань поставлю, значит, вы согласны.
А л е к с е й: На подоконник?
С а ф о н о в а: В кухне.
А л е к с е й: А если я не соглашусь?
С а ф о н о в а: Значит, я герань не поставлю.
А л е к с е й: С чего Ванечка ваш решил, что у меня есть такие деньги в наличии?
С а ф о н о в а: Моя вина, Николай. Не казните, я ему проговорилась, что у вас лежать десять тысяч теще на операцию, так как в любой момент понадобиться могут.
А л е к с е й: Откуда бы вам знать такие подробности? Я, кажется, с вами не делился.
С а ф о н о в а: Со мной не делились, с кем-нибудь другим делились. Я, Николай, много чего про людей знаю. Хотя это и лишнее, спокойнее не знать.
Раздается стук в стекло, настойчивый, но сдержанный. Сафонова оказывается у окна, отгибает угол занавески, приподнимает раму.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Голубушка, я вот что подумал. Я тебе ее опишу. Высокая, с меня практически ростом. Но это, конечно, на каблуках. Рыжая, веселая и глаза голубые. В какой она квартире живет?
Сафонова: Не знаю.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Зачем здесь сидишь тогда?
С а ф о н о в а (задумчиво): Погоди, погоди! Рыжая? С голубыми глазами?
В а л ь я ж н ы й г о л о с (с надеждой): Веселая.
С а ф о н о в а: Есть у нее такая привычка: кончик носа трогать, когда задумывается?
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Знаешь все-таки! Ты моя красавица…
С а ф о н о в а: Она на Фрунзенской набережной живет.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Точно?
С а ф о н о в а: У меня там подруга, в сотом доме, я в лифте ехала с рыжей вашей.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Уверены?
С а ф о н о в а: У нее мобильник красного цвета.
В а л ь я ж н ы й г о л о с: Ты моя красавица!
Сафонова опускает раму, расправляет занавеску. Поворачивается к Алексею.
А л е к с е й: Рыжая здесь живет. В семьдесят третьей.
С а ф о н о в а: Она просила не говорить. Какое ваше решение, Николай?
Алексей молчит. Смотрит в телевизор.
А л е к с е й: А как же вы ему деньги доставите?
С а ф о н о в а: В листочке была инструкция.
А л е к с е й: Сложная инструкция?
С а ф о н о в а: Не простая.
А л е к с е й: Ничего не перепутаете?
С а ф о н о в а: У меня память в порядке.
Алексей молчит. Вертит в руках мобильник.
С а ф о н о в а: Бегу ставить герань?
Алексей разглядывает Сафонову долгим взглядом.
А л е к с е й: Я подумаю.
С а ф о н о в а: Конечно.
Алексей поднимается. Сафонова придерживает за спинку покачнувшееся кресло.
С а ф о н о в а: Осторожнее.
Квартира Алексея.
— Секунду, — останови я Виктора. — одну секунду. Давайте прервемся.
— Только я интонацию нащупал, — пробормотал недовольно Виктор, не подымая головы от листков.
— У меня ноги затекли, — пожаловался я.
Я поднялся из-за стола. Вышел на авансцену. Различил в седьмом ряду темную фигуру.
— Интересно, — сказал я, — кто написал эту дурацкую пьесу?
За спиной молчали. И человек в зале молчал.
— Сергей, вернитесь, пожалуйста, за стол, — попросила Анна Игнатьевна.
— Я лучше домой вернусь.
— Осталось совсем немного. Дочитаем и пойдете домой.
— А что вы дома делать будете? — поинтересовался Виктор.
— Спать.
Я обернулся. Он сидел за столом вполоборота ко мне. Сообщил:
— А я буду есть. У меня пельмени в холодильнике.
— Домашние? — спросила Анна Игнатьевна.
— Покупные.
— А я хочу, чтобы мне деньги вернули за этот дебильный сеанс арт-терапии, — сказал я человеку в зале. Но он не отреагировал.
— Я вам верну деньги, — сказала Анна Игнатьевна. — Если скажете после читки, что не помогло, верну.
— Даете слово?
— Честное слово. Говорю при свидетелях.
— Вашим свидетелям доверия нету, — заметил я. Но от авансцены отошел и вернулся к столу.
Усевшись и поглядев в темный зал, я сказал:
— Я понял, что мне напоминает наша посиделка. Тайную Вечерю. Из-за длинного стола, наверно.
— Без Христа Тайной Вечери быть не может, — не согласилась Анна Игнатьевна.
— Он здесь, — сказал Виктор дрогнувшим голосом. — Он всегда здесь.
— Читайте лучше текст, — взмолился я.
— Да, Виктор, пожалуйста.
— С какой тут интонацией надо?
— Читайте размеренно. Холодно. Как можно отстраненнее от происходящего.
Квартира Алексея. Гостиная. Алексей сидит на диване и смотрит в телевизор. Глаза устремлены в телевизор, но происходящего там не видят. Алексей погружен в свои мысли. На журнальном столике перед ним — две телефонные трубки. Мобильный телефон и стационарный. Мобильный вдруг звонит, и Алексей его хватает. Видит в окошечке имя звонящего, и возбуждение в его лице гаснет. Он разочарованно нажимает кнопку и подносит трубку к уху.
А л е к с е й (с паузами, в которых выслушивает собеседника): Что? За какой месяц отчет? Разумеется, есть. Да. Посмотри внимательно. Очень хорошо. Я рад. На здоровье.
Алексей отключает телефон. Вновь включает. Набирает номер. Долго прислушивается к гудкам в трубке. Отключает. Смотрит на часы. Одиннадцать тридцать. По телевизору идут новости. Экономические, криминальные, погода. Алексей хватает пульт с дивана и отключает телевизор. Смотрит на часы. Берет трубку стационарного телефона, набирает номер. В это время звонит мобильный, Алексей видит в светящемся окошке имя абонента, хватает трубку.
А л е к с е й (возбужденно, с паузами на выслушивание собеседника): Але! Маша! Господи! Где вы? Как? Как? Как там Ленечка? Господи, как хорошо! Да нет, я просто волновался ужасно, звоню, никто не отвечает. А что за экскурсия? Я рад, очень. Очень. Ленечка пусть скажет пару слов. Здравствуй, парень. Как лыжи, освоил? Я и не сомневался. Маму слушайся, ладно? Трубочку ей передай. Конечно, соскучился, милая. Нет, я не голодный. Картошку варил. Обедаю на работе. Желудок в порядке. Не забываю. Спокойной ночи! Спокойной ночи. Ленечку поцелуй.
Алексей отключает трубку и с облегчением откидывается на спинку дивана. И тут он вспоминает о трубке стационарного телефона. Точнее, она сама ему о себе напоминает. Из нее доносится унылый голос.
С а ф о н о в а (голос из трубки): Я вас слушаю, говорите. Говорите, я вас слушаю.
Алексей подносит трубку к уху, хочет в нее что-то сказать, но передумывает и отключает телефон. Ложится навзничь на диван, руки закладывает за голову. Закрывает глаза. Большая стрелка догоняет маленькую, часы показывают полночь. Большая стрелка идет дальше. Первый час.
Виктор отложил прочитанный листок. Свинтил с бутылки крышку. Отпил воду. Посмотрел хмуро на меня. Он будто ждал от меня какой-то реакции, вопроса что ли. Смотрел и ждал.
— Интонацию не забудешь? — спросил я.
Он поставил локти на стол, пальцами сжал виски и продолжил:
Алексей гасит в прихожей свет и отворяет дверь квартиры. Падает с лестничной площадки полоса света. Алексей хочет переступить порог и замечает на полу под дверью белый плотный конверт. Он наклоняется за конвертом. Конверт незапечатан, и Алексей вытряхивает из него фотографию. На ней сняты трупы его жены и сына.
Виктор перевернул листок. За этим, последним, листком оказалась фотография, которую он подтолкнул ко мне. Она подлетела мгновенно по скользкой столешнице.
На снимке были тела мальчики и женщины, моего сына и моей жены, Миши и Вали. Они смотрели на меня остекленевшими мертвыми глазами. Валя лежала оскалившись, будто смеялась чему-то перед смертью. У Миши лицо было спокойное, умиротворенное.
Я взял фотографию и внимательно рассмотрел.
— Фотошоп, — сказал.
Они молчали. Я поднялся из-за стола. Я чувствовал их взгляды, когда спускался по трапу в зал и шел к выходу. Взгляды со сцены и взгляд из зала. Охранник не обратил на меня ни малейшего внимания.
В машине я достал мобильный. Руки дрожали.
Трубку взяла теща.
— Ольга Николаевна, как там мои? Могу я с Валей поговорить? Привет, Валь, как вы? А Мишка? Да нет, ничего, не голоден. Суп еще не съел. Просто.
Я отключил телефон. И заплакал.