Об авторе
"Елена Долгопят много лет работает в Музее кино. О ней мало что известно, она человек непубличный, единственную фотографию я смог найти в ее аккаунте в социальной сети..." - так в начале 2019 года писал критик Владислав Толстов.
На этой странице собраны сведения о жизни Елены Долгопят: краткая биография, интервью очерчивают контуры внешних событий жизни автора; "размышления" и "автобиографические эссе" дают возможность увидеть и прочувствовать ту же жизнь изнутри.
ОБ АВТОРЕ
"Елена Долгопят много лет работает в Музее кино. О ней мало что известно, она человек непубличный, единственную фотографию я смог найти в ее аккаунте в социальной сети..." - так в начале 2019 года писал критик Владислав Толстов.
На этой странице собраны сведения о жизни Елены Долгопят: краткая биография, интервью очерчивают контуры внешних событий жизни автора; "размышления" и "автобиографические эссе" дают возможность увидеть и прочувствовать ту же жизнь изнутри.

Биография Елены Долгопят

Елена Долгопят родилась 28 декабря 1963 года в г. Муроме Владимирской области в семье учительницы и военнослужащего. После окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта (специальность «Прикладная математика») до 1989 года работала по распределению программистом, сначала на военном объекте в Московской области, затем на заводе Мосприбор. В 1993 году окончила сценарный факультет ВГИКа. С 1994 года по сегодняшний день работает в Музее кино в Москве (лаборантом в библиотеке, затем научным сотрудником рукописного фонда, ныне научным сотрудником и хранителем рукописного фонда). Живет в Подмосковье.

Дебютировала в печати с рассказом "Exit" в журнале "MEGA" (№ 4, 1993 год, Минск). В 1990-е публиковалась в "Юности". С начала 2000-х рассказы и повести Елены Долгопят регулярно появляются в толстых литературных журналах: "Знамени", "Дружбе народов", "Новом мире". Несколько рассказов были опубликованы в журналах "Искусство кино", "Новый очевидец", "Всемирная литература". В 2020 году Елена Долгопят была награждена Орденом "Знамени" за постоянное и плодотворное сотрудничество с журналом.

Автор 6 сборников рассказов: "Тонкие стёкла" (2001), "Гардеробщик" (2005), "Родина" (2016), "Русское" (2018), "Чужая жизнь" (2019), "Хроники забытых сновидений" (2022). Отдельные рассказы выходили в коллективных сборниках: "Без очереди" (2021), "Над пропастью в поколение" (2020).

В 2017 году книга "Родина" вошла в шорт-лист литературной премии "Национальный бестселлер"; в 2020 году сборник рассказов "Чужая жизнь" был включен в длинный список премии "Ясная поляна" (в номинации "Современная русская проза").

В 2020 году Елена Долгопят стала лауреатом Одесской международной литературной премии им. Исаака Бабеля, заняв второе место за рассказ "Объект" (см. разделы КНИГИ, РАССКАЗЫ).

По фильмам Елены Долгопят снято 5 фильмов. Сценарии публиковались в журнале "Искусство кино" (см. раздел КИНО).

Кроме того, Елена Долгопят более 20 лет работает в рукописном отделе Музее кино (здесь содержится множество уникальных документов, связанных с кино: архивы режиссеров, артистов, киноведов и др.). За эти годы по материалам фонда Елена подготовила немало интересных публикаций для журналов "Киноведческие записки", "Кинограф" и др., также много любопытных материалов было опубликовано на страницах Музея кино в соцсетях (см. раздел СТАТЬИ).
Двадцать лет назад я узнала, что мой рассказ напечатают в «Знамени». Как будто меня вывели из темного угла на свет. Я растерялась. Я и сейчас чувствую то же — растерянность. В темном углу покойно, тебя никто не видит, не знает; тебя нет. «Знамя» вывело меня в люди.
Те же (хотя порой кажется, что другие) двадцать лет назад я подъезжала на электричке к своей станции, стояла в тамбуре у двери. Стекло заросло инеем (тогда еще случались морозные зимы). Я протопила в инее кружок, чтобы увидеть, стоит ли, ждет ли нас автобус. Я загадала: если ждет, то Бог есть. По-детски.
Автобус ждал.
С тех пор я прошу без всяких «если» и «то». Прошу, как все или как многие, о здоровье, об удаче, о радости. Сегодня радость сбылась. Спасибо «Знамени».
Фрагменты автобиографии
Здесь собраны заметки, эссе, воспоминания Елены Долгопят о семье, детстве, юности, работе в Музее кино, повседневной жизни и творчестве (некоторые тексты публикуются впервые, с согласия автора). Мы назвали эти тексты "фрагментами автобиографии", но здесь речь идет не столько о фактах жизни автора, сколько о ее рефлексии по поводу тех или иных событий, воспоминаний, наблюдений. В этих почти бессобытийных заметках о жизни и творчестве нет выдумки, но есть то, что воздействует на читателя сильнее самого закрученного сюжета: естественность удивления человека перед самыми, казалось бы, обыкновенными, но труднообъяснимыми явлениями - временем, жизнью, своим отражением.
  • Глава I
    Лица на старых фотографиях
    "Почему лица на старых фотографиях кажутся значительными? Лица обывателей (таких как я). Почему кажется (мне), что в их лицах и взглядах сокрыта тайна. Их личная. Или мира..."

    [Воспоминания о семье]
    читать
  • Глава II
    Мир был самый простой...
    "Мир был самый простой. Деревянные дома на четыре семьи. Яблони, вишня, смородина, клубника, картошка, морковь, золотые шары, флоксы, розовый куст, приблудная кошка; город, не деревня, заводская окраина. Клуб. Парк. Школа. Памятник летчику Гастелло..."

    [Воспоминания о детстве]
    читать
  • Глава III
    Остановленное время
    "Несколько раз. Я не знаю отчего. Несколько раз я спускалась в метро, садилась в вагон и ездила по кольцу. Два круга, три, четыре. Пока не надоедало. Я жила в лучшем городе мира, свободно, без надзора и забот, в желанной дали от родительского дома..."

    [Воспоминания о юности]
    читать
  • Глава IV
    Музей кино
    "Всё дело в смысле. Если не знать грамоте, не поймешь что это за листок такой с черными знаками. Самое ему место – в печи. Старая бумага отлично горит. Чтобы бумажка со знаками обрела смысл, надо знать грамоте. Но этого недостаточно для понимания, скажем, философского трактата..."

    [Заметки о работе в Музее кино]
    читать
  • Глава V
    Человек из Лесного
    "Я не умирала, не воскресала, ни падений, ни пиков (вообразила на пике свою голову, бррр), моё испытание дорога, дорожные разговоры, дорожная песня, дорожные стихи, кино за окном и театр в вагоне. Тук-тук колес, часов и сердца не слышно, женщине плохо! - кричат машинисту, я сижу тихо, затаилась..."

    [Заметки о повседневной жизни]
    читать
  • Глава VI
    Строка разматывается, как нитка
    "Каждый пишущий создает свой словарь, и все слова в нём, как у древних индейцев, длинные: женщина-родившая-шестерых-близнецов-в-самом-жарком-мае-когда-рыбы-выходили-из-моря-на-берег..."

    [Заметки о творчестве: как это - писать?]
    читать
  • Глава VII
    Чтобы видеть
    "Если бы я была не я, а режиссер-мультипликатор, то сняла бы фильм про облака. Как они текут по небу и принимают различные обличья (облако-пес и облако-русалка и облако-сад и облако-небо-скрёб); бегут по небу, меняют лица (и меняют роли); тают..."

    [Заметки о творчестве: как видит художник?]
    читать
Память - это множество комнат, иные нараспашку, иные заперты, карманы полны ключей, но подобрать подходящий непросто, разве что повезет случайно, большинство комнат остаются заперты, ты приставляешь к двери ухо, точно к морской раковине, и слышишь тот же гул, в открытых комнатах все знакомо, запах, вид из окна, люди, их голоса, иногда ты видишь в комнате саму себя, но тебя не видит никто.
28.09.2021
Интервью, встречи, статьи в прессе
Интервью изданию Excellent: «Время – это взрыв. Только очень и очень и очень медленный…» // Excellent, 16.01.2023 перейти

Фантастическое допущение в современной прозе: дискуссия Елены Долгопят и Дмитрия Данилова // Книжная ярмарка "Нон-фикшн 2022", 03.12.2022 смотреть

Встреча с Еленой Долгопят на фестивале "Книжный Маяк Петербурга", разговор с Марией Черняк о книге "Хроники забытых сновидений" // "Книжный Маяк Петербурга", 08.10.2022 смотреть

Творческий вечер Елены Долгопят и презентация книги "Хроники забытых сновидений" // 06.10.2022, Библиотека киноискусства Музея кино смотреть

Москвинские новости: прозаик, сценарист Елена Долгопят // Радио Культура, 05.03.2020 перейти

Елена Долгопят: "Слегка смещаю реальность..." // газета "Грани", 28.06.2012 перейти

Нина Титова. Фильм «Которого не было» // Чебоксарские новости. — 31.05.2012. — № 57. — С. 8. PDF

Музей кино. Елена Долгопят. 3-я передача из цикла "Двойной план, или Другая реальность" // Радио России, 10 июня 2010 перейти

Интервью Е. Иваницкой "День глазами бабочки" // Первое сентября, 2001, № 38 перейти
Я думала о самых разных вещах. Например, я писала: бабочка живет один день, а человек – семьдесят лет. Значит, один день для бабочки то же, что для человека семьдесят лет. Очевидно, время этих существ не совпадает, их миры не совпадают, при том что это – один мир.
Эссе на заданную тему
Здесь собраны ответы Елены Долгопят на общие вопросы изданий. Ответы даны (большей частью) в форме эссе. А эссе - наиболее личный жанр для Елены Долгопят: в отличие от рассказов, здесь нет ни намека на выдумку или умозрительность. В основе каждого текста – личный опыт, конкретное воспоминание, наблюдение, размышление. Эти тексты помогают лучше узнать Елену Долгопят не столько как писателя, сколько как человека, поэтому мы включили эти эссе в раздел "об авторе" (эссе на литературную тему – см. в разделе РАССКАЗЫ)
Фото - Русина Шихатова, 2019 г.
Видимо, человек вообще живет лишь благодаря воображению. Дело в том, что мы есть, только когда нас нет. Мы живем лишь в становлении… кем-то или чем-то. Читая, сочиняя, вспоминая, любуясь, наблюдая, мы становимся тем, что читаем, сочиняем, тем, чем любуемся, о чем вспоминаем. Мы можем вообразить даже то, чего не можем в себя вместить: бесконечность, собственную смерть. Наше воображение больше нас.

Биография Елены Долгопят

Елена Долгопят родилась 28 декабря 1963 года в г. Муроме Владимирской области в семье учительницы и военнослужащего. После окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта (специальность «Прикладная математика») до 1989 года работала по распределению программистом, сначала на военном объекте в Московской области, затем на заводе Мосприбор. В 1993 году окончила сценарный факультет ВГИКа. С 1994 года по сегодняшний день работает в Музее кино в Москве (лаборантом в библиотеке, затем научным сотрудником рукописного фонда, ныне научным сотрудником и хранителем рукописного фонда). Живет в Подмосковье.
Дебютировала в печати с рассказом "Exit" в журнале "MEGA" (№ 4, 1993 год, Минск). В 1990-е публиковалась в "Юности". С начала 2000-х рассказы и повести Елены Долгопят регулярно появляются в толстых литературных журналах: "Знамени", "Дружбе народов", "Новом мире". Несколько рассказов были опубликованы в журналах "Искусство кино", "Новый очевидец", "Всемирная литература". В 2020 году Елена Долгопят была награждена Орденом "Знамени"за постоянное и плодотворное сотрудничество с журналом.

Автор шести сборников рассказов: "Тонкие стёкла" (2001), "Гардеробщик" (2005), "Родина" (2016), "Русское" (2018), "Чужая жизнь" (2019), "Хроники забытых сновидений" (2022). Отдельные рассказы выходили в коллективных сборниках: "Без очереди" (2021), "Над пропастью в поколение" (2020).

В 2017 году книга "Родина" вошла в шорт-лист литературной премии "Национальный бестселлер"; в 2020 году сборник рассказов "Чужая жизнь" был включен в длинный список премии "Ясная поляна" (в номинации "Современная русская проза").

В 2020 году Елена Долгопят стала лауреатом Одесской международной литературной премии им. Исаака Бабеля, заняв второе место за рассказ "Объект" (см. разделы КНИГИ, РАССКАЗЫ).

По фильмам Елены Долгопят снято 5 фильмов. Сценарии публиковались в журнале "Искусство кино" (см. раздел КИНО).

Кроме того, Елена Долгопят более 20 лет работает в рукописном отделе Музее кино (здесь содержится множество уникальных документов, связанных с кино: архивы режиссеров, артистов, киноведов и др.). За эти годы по материалам фонда Елена подготовила немало интересных публикаций для журналов "Киноведческие записки", "Кинограф" и др., также много любопытных материалов было опубликовано на страницах Музея кино в соцсетях (см. раздел СТАТЬИ).
  • Двадцать лет назад я узнала, что мой рассказ напечатают в «Знамени». Как будто меня вывели из темного угла на свет. Я растерялась. Я и сейчас чувствую то же — растерянность. В темном углу покойно, тебя никто не видит, не знает; тебя нет. «Знамя» вывело меня в люди.
    Те же (хотя порой кажется, что другие) двадцать лет назад я подъезжала на электричке к своей станции, стояла в тамбуре у двери. Стекло заросло инеем (тогда еще случались морозные зимы). Я протопила в инее кружок, чтобы увидеть, стоит ли, ждет ли нас автобус. Я загадала: если ждет, то Бог есть. По-детски. Автобус ждал.
    С тех пор я прошу без всяких «если» и «то». Прошу, как все или как многие, о здоровье, об удаче, о радости. Сегодня радость сбылась. Спасибо «Знамени».
Фрагменты автобиографии
Здесь собраны заметки, эссе, воспоминания Елены Долгопят о семье, детстве, юности, работе в Музее кино, повседневной жизни и творчестве (некоторые тексты публикуются впервые, с согласия автора). Мы назвали эти тексты "фрагментами автобиографии", но здесь речь идет не столько о фактах жизни автора, сколько о ее рефлексии по поводу тех или иных событий, воспоминаний, наблюдений. В этих почти бессобытийных заметках о жизни и творчестве нет выдумки, но есть то, что воздействует на читателя сильнее самого закрученного сюжета: естественность удивления человека перед самыми, казалось бы, обыкновенными, но труднообъяснимыми явлениями - временем, жизнью, своим отражением.
Глава 2. Мир был самый простой
Воспоминания о детстве
Глава 3. Остановленное время
Воспоминания о юности
Глава 4. Музей кино
Воспоминания и заметки о Музее кино
Глава 5. Человек из Лесного
Заметки о повседневной жизни
Глава 6. Строка разматывается, как нитка
Заметки о творчестве (что значит писать, сочинять?)
Глава 7. Чтобы видеть
Заметки о творчестве (как видит художник, режиссер?)
  • Память - это множество комнат, иные нараспашку, иные заперты, карманы полны ключей, но подобрать подходящий непросто, разве что повезет случайно, большинство комнат остаются заперты, ты приставляешь к двери ухо, точно к морской раковине, и слышишь тот же гул, в открытых комнатах все знакомо, запах, вид из окна, люди, их голоса, иногда ты видишь в комнате саму себя, но тебя не видит никто.
    Елена Долгопят
    Дневник, 28.09.2021
Интервью, встречи, статьи в прессе
    • Интервью изданию Excellent: «Время – это взрыв. Только очень и очень и очень медленный…» // Excellent, 16.01.2023 перейти

    • Фантастическое допущение в современной прозе: дискуссия Елены Долгопят и Дмитрия Данилова // Книжная ярмарка "Нон-фикшн 2022", 03.12.2022 смотреть

    • Встреча с Еленой Долгопят на фестивале "Книжный Маяк Петербурга", разговор с Марией Черняк о книге "Хроники забытых сновидений" // "Книжный Маяк Петербурга", 08.10.2022 смотреть

    • Творческий вечер Елены Долгопят и презентация книги "Хроники забытых сновидений" // 06.10.2022, Библиотека киноискусства Музея кино смотреть

    • Москвинские новости: прозаик, сценарист Елена Долгопят // Радио Культура, 05.03.2020 перейти

    • Елена Долгопят: "Слегка смещаю реальность..." // газета "Грани", 28.06.2012 перейти

    • Нина Титова. Фильм «Которого не было» // Чебоксарские новости. — 31.05.2012. — № 57. — С. 8. PDF

    • Музей кино. Елена Долгопят. 3-я передача из цикла "Двойной план, или Другая реальность" // Радио России, 10 июня 2010 перейти

    • Интервью Е. Иваницкой "День глазами бабочки" // Первое сентября, 2001, № 38 перейти
      Эссе на заданную тему
      Здесь собраны ответы Елены Долгопят на общие вопросы изданий. Ответы даны (большей частью) в форме эссе. А эссе - наиболее личный жанр для Елены Долгопят: в отличие от рассказов, здесь нет ни намека на выдумку или умозрительность. В основе каждого текста – личный опыт, конкретное воспоминание, наблюдение, размышление. Эти тексты помогают лучше узнать Елену Долгопят не столько как писателя, сколько как человека, поэтому мы включили эти эссе в раздел "об авторе" (эссе на литературную тему – см. в разделе РАССКАЗЫ)
      • Видимо, человек вообще живет лишь благодаря воображению. Дело в том, что мы есть, только когда нас нет. Мы живем лишь в становлении… кем-то или чем-то. Читая, сочиняя, вспоминая, любуясь, наблюдая, мы становимся тем, что читаем, сочиняем, тем, чем любуемся, о чем вспоминаем. Мы можем вообразить даже то, чего не можем в себя вместить: бесконечность, собственную смерть. Наше воображение больше нас.