Поделюсь радостью!
Наконец-то удалось опубликовать дневники киноведа Леонида Константиновича Козлова (1933-2006). Не все. За 1957, о фестивале молодежи и студентов в Москве. И за 1959-1960, обо всём на свете.
Журнал «Киноведческий записки». Свежий прекрасный номер 114/115. Пахнет типографской краской.
На моей совести подготовка текста, предисловие и комментарии. Несомненно, я прыгнула выше головы. Потому что где я и где Лёня Козлов. Просматриваю сейчас комментарии и глазам не верю. Я всё это раскопала?
Дело было долгое. Началось в 2017-м. Расшифровка текста, комментарии (ух). Первым прочел Владимир Всеволодович Забродин. Кое-что поправил, подсказал. Пыталась пристроить публикацию в литературный журнал, но там сказали, что слишком про кино. Хотя мне кажется, там про жизнь.
Вот фрагмент из моего предисловия. Для затравки:
«Напишу и о своих встречах с Леонидом Константиновичем. Уже немолодым, искушенным.
Мне он запомнился худым, легким, в клетчатой веселой рубашке. Мы столкнулись в дверях в Музее кино, он взглянул на меня и сказал примерно так: «У вас есть что-то интересное в архиве Ромма? Рассказы? Ранние? А сделайте публикацию для "Записок"». Это был 2001 год, Леониду Константиновичу – шестьдесят семь, до его ухода от нас – пять лет.
И еще одна, отчего-то запомнившаяся, встреча. Причем запомнившаяся как более поздняя, хотя случилась она раньше, в 1998 году, на юбилейной выставке рисунков С.М. Эйзенштейна в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В создании выставки принимал деятельное участие директор тогдашнего Музея кино Наум Ихильевич Клейман, он и привел нас, сотрудников, на экспозицию. Там оказался Л. К. Козлов, и он тоже рассказывал о рисунках. Он был в скучном темно-синем костюме, говорил серьезно, долго и основательно. И совсем не походил на себя легкого, летнего, весело-клетчатого.
Ничего особенного в этих двух встречах, кроме того, что они запомнились мне, и время от времени, пока я расшифровывала записи Леонида Константиновича и по мере сил составляла к ним комментарии, эти две встречи, вернее, эти два его облика не раз приходили мне на ум.
И еще не покидало чувство, что я, в сущности, не знавшая Леонида Константиновича, приблизилась к нему.
Его киноведческая карьера сложилась удачно. Лауреат премии СК 1978 года, лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков за 1998 год, лауреат премии «Лучшему киноведу» кинофестиваля «Белые столбы» за 2003 год. Предметом его интереса в разные годы являлись выдающиеся режиссеры: Эйзенштейн, Тарковский, Висконти. Его труды переводились на 10 языков, включая вьетнамский и китайский. (См. Леонид Козлов. Произведение во времени. М., 2005.)»
Дневники Л. Козлова хранятся в его фонде в Музее кино (Ф. 169. Оп. 1. Ед. хр. 129 и 130. Архив передал его сын Сергей
Сергей Леонидович Козлов.
Одну страничку, с рисунком (он мастер был украшать свои рукописные тексты рисунками) приведу как иллюстрацию.
И моя бесконечная благодарность Науму Ихильевичу Клейману !
читать публикацию