6 августа 2016, блог НМ
Круглое
В американском «Призраке» (1990) убитый герой, призрак, остается на этом свете, пока не выяснит, кто его убил, зачем, почему; пока не спасет жену. А если убитый, призрак, умеет возвращаться в прошлое, невидимкой, никем? Никак не умея влиять на свершившееся. Он возвращается именно затем, чтобы понять, кто тот человек, который его убил, зачем он это сделал. Чтобы рассмотреть событие с разных сторон. Со всех сторон.
Он не расследует, как расследовал бы сыщик, - по следам, в реальном времени, когда прошлое не вернуть (но можно (можно? можно ли?) искупить). Он разглядывает прошлое, как шар. Прозрачное и круглое прошлое. Вертит, крутит, то с одной стороны заглянет, а то с другой.
*
Хронос – это такая школа, где все предметы изучаются как история. Не математика, а история математики. Не физкультура, а история физкультуры. Дети в этой школе знают, что было в математике в 1788 году, а что в химии (или алхимии, быть может). То есть любой год, в том числе и 1788, воспринимается ими полно. Все года наполнены, полновесны, каждый – как спелое антоновское яблоко. Круглые, тяжелые, горячие и прохладные. Дети перебрасывают их с ладони на ладонь.
*
И вот человек умирает и вся его долгая жизнь сворачивается в клубок, и непросто его размотать, распутать, а может, и не нужно, а нужно держать на ладони, катать на ладони и чувствовать тяжесть, вес, и слышать шум, как шум моря в раковине.