Машины светят фарами во тьму...

Дневник Елены Долгопят, 2016 г.

Машины светят фарами во тьму...

Дневник Елены Долгопят, 2016 г.
Январь 2016
читать →
24 января 2016
Почему лица на старых фотографиях кажутся значительными? Лица обывателей (таких как я). Почему кажется (мне), что в их лицах и взглядах сокрыта тайна. Их личная. Или мира. Они (почти наверняка) были вроде меня: ходили на работу, добывали еду, готовили, стирали, видели сны, забывали, не понимали, терялись, находились, радовались и тут же сокрушались, и не очень понимали, зачем живут, зачем умрут, и видели себя величиной близкой к нулю – на фоне эпохи, империи, вселенной. Но вот их нет, их тень запечатлена, и кажется, что в ней-то и сосредоточен смысл жизни, ответ на вопрос зачем. Тень ответ скрывает и нипочём не выдаёт, сколько ни смотри.
26 января 2016
Предположим, кто-то любуется на снимок конца, скажем, XIX века (дагерротип?); юноша на снимке; ах, какое лицо, сейчас таких не носят (да-да-да, вышли из моды, скоро опять войдут).

Ладно, не носят и не носят. А вообразите, что этот самый юноша (носитель одухотворенного лица) старуху топориком жахнул; и сестру её кстати.

Они были ничуть не лучше нас. Фактические, ничем не отличались (разве что не смотрели сериал "Фарго"). Другое дело, что сейчас они в спасительной дали (от нас). Даль привносит значение. Наши лица тоже его обретут. Когда нас унесёт в ту же даль.

Снимки стареют быстро. Порой и суток не пройдет. (И носитель лица будет жив, а всё-таки уже вдали).
Февраль 2016
читать →
1 февраля 2016
В фильме Лозницы "Событие" тихая толпа. Редкие возгласы, вскрики. Больше говорят плакаты, написанные от руки. Люди молчат, потому что прислушиваются. Внимательно, боясь упустить хоть звук - из речи, из песни, из новостей по радио. Город (площадь) слушает. Приемник к уху, приемник ловит волну. Переход от одного голоса к другому (с одной волны в эфире на другую). И - непременно - во время перехода пересекают Лебединое озеро, пустыню вод.

Молодой человек, снявший со шпиля красный флаг (огромное полотнище), не комкает, не сминает, но складывает аккуратно, едва ли не бережно.

Опустевший коридор Смольного, черные, уходящие фигуры.
4 февраля 2016
Сидит напротив лысый дядька и дремлет. Подмывает наклониться и поцеловать его в лысину. Удерживаюсь.

А дядька бы проснулся и сказал, да что это, да в самом деле, моя лысина, будто она медом намазана, спать невзможно, покоя нету!

Кепарик бы нахлобучил и уснул заново.

Такое чувство, будто я знаю тайну. Хотя никакой тайны я не знаю.

Весеннее обострение.
4 февраля 2016
Раннее утро. Макд-с на Чистых Прудах. Туалет. Утробный храп из кабинки.
15 февраля 2016
Чита. Год, наверно, 1973. Мороз 36 градусов (почему-то запомнилось именно это число). Воздух сгущается, и дома на другой стороне улицы уже едва различимы. Как бы то ни было, на улицу я собираюсь (в школу, во двор, за хлебом). Одежды много. Две пары рейтуз (плюс колготки), толстые шерстяные носки, валенки, шубейка (затянута папиным армейским ремнём), цигейковая шапка, двойные рукавицы. Чисто космонавт готовится к выходу в открытый космос. Так улица и кажется – открытым космосом. Но не в морозы, как ни странно, а в оттепель. Ретро, как говорится, спективно. По контрасту. Когда выходишь и можешь дышать, можешь расстегнуть верхнюю пуговицу, можешь не бежать, а медлить. Можешь прямо здесь, под открытым небом, жить. Прозрачный воздух, влажный ветер, снежная баба осела. Ты дома, скафандр не нужен, дыши.
Март 2016
читать →
2 марта 2016
Чтобы видеть, надо уметь быть никем.
2 марта 2016
Никто - это не ничтожество, не акакий, не пустое место, а тот, кого нет, - в тот момент, когда он (г-н Никто, Капитан Немо) этого хочет.

У Иннокентия Анненского один из псевдонимов был Никто.
18 марта 2016
Телевизор в углу квадратной комнаты, зеленые обои с морозным рисунком. Треть соседней комнаты занимает печь. На раскаленном шестке поет чайник, окна плачут, цветет декабрист, я сижу за столом; клеенка протерта, на буфете тикают часы, я решаю задачу. Если раздвинуть занавески в дверном проеме, увидишь телевизор в зеленой комнате. Что-то вроде театра, - занавес раздвигается, в коробке двигаются фигурки. В эту зиму мы впервые смотрели Иронию судьбы. Черно-белый телевизор, антена на крыше. Задача не получается. Приходит соседка, грузно опускается на диван у стены. Спрашивает условие задачи. Бабушка заваривает чай. Думаем все над задачей. Ничего не надумываем. Пьем чай.
20 марта 2016
Но бывает, бывает в игровом даже фильме настоящая жизнь, незатянувшаяся рана; и это не случайно попавшее в кадр лицо прохожего (запечатленная реальность, жук в янтаре), нет, это лицо актера, исполнителя; маска; но это и есть реальность, которую невозможно запечатлеть в живом кровоточащем виде (а можно лишь указать на то, что она действительно была). Но случаются исключения из возможного. Смотришь сказку, сопереживаешь героям, умиляешься детям и животным, и вдруг персонаж на обочине сюжета вонзает в сердце нож. Тебе. Условный мир рвётся по швам. Практически невозможно смотреть дальше. (Фильм Мужики; Анатолий Солоницын).
27 марта 2016
Реклама на военной технике.
На танке: атакуй простуду!

На боеголовке: имеются противопоказания, посоветуйтесь с врачом.
[Утро на Тверской, 07.05.2014]
Апрель 2016
читать →
4 апреля 2016
Москва
Идешь по Печатникову, скажем, переулку. Точнее, не идешь даже, а катишься вниз, видишь перспективу, видишь купол храма; через секунду купол исчезает, - переулок вместе с тобой повернул и покатился в другую сторону; в другой стороне уже нет храма, но возвышается здание из черного стекла; и может так случиться, что и оно исчезнет за следующим поворотом, и ты, уже спустившись вниз, к Трубной, долго будешь вертеть головой, отыскивая его или храм, или еще какую-нибудь цель, к которой переулок стремился, да так и не достиг.
10 апреля 2016
Прочитала повесть Всеволода Николаевича Петрова (Новый мир, 2006, N 11). Под небом войны идет эшелон, идет, застревает, колеса примерзают к рельсам; в теплушке топится печь, теплушку населяют люди; один из них - наш проводник, наши глаза и уши, наше дыхание. Он - человек литературы. Он улавливает жизнь в литературную сеть, в сеть литературных образов, течений, совпадений, отзвуков. Живого человека он описывает - сам для себя и для нас, - ссылаясь на литературные образцы. Живая жизнь выступает комментарием к прочитанному когда-то тексту. Женщина, мужчина, любовь, - всё уже было описано. Лишь обстоятельства действия кажутся новыми: эшелон, налет, обстрел, взрывы, бедные деревенские избы. Но повесть не о том, что описано. О том, что описать невозможно. О том, что не улавливает сеть. Об ускользающей от любого описания жизни.
Горячо рекомендую:
https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2006/11/turdejskaya-manon-lesko.html
16 апреля 2016
(лета хочется)
16 апреля 2016, блог НМ
Два романа
(записки дилетанта)
«В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу».

«В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан».

Два отрывка, два начала, два романа. Как позитив и негатив. В первом осень, во втором – весна; в первом Петербург, во втором – Москва. В первом романе князя привозит в Россию поезд, во втором князь (о, совсем другой князь) появляется из воздуха. Кстати, нигде (кажется) во втором романе Воланда не называют князем. Это его имя (одно из множества) скрыто, умалчивается, остается в тени. Князь тьмы и князь Мышкин, темный и светлый, негатив и позитив.

читать весь текст
Вернуться
Два романа
(записки дилетанта)
Дата публикации: 16.04.2016, блог Нового мира
«В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу».

«В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан».

Два отрывка, два начала, два романа. Как позитив и негатив. В первом осень, во втором – весна; в первом Петербург, во втором – Москва. В первом романе князя привозит в Россию поезд, во втором князь (о, совсем другой князь) появляется из воздуха. Кстати, нигде (кажется) во втором романе Воланда не называют князем. Это его имя (одно из множества) скрыто, умалчивается, остается в тени. Князь тьмы и князь Мышкин, темный и светлый, негатив и позитив.

В начале «Идиота», в первой же части, весь роман Булгакова как будто заключен. Точно в кристалле, в нем сошлись все линии, пересеклись. Такое чувство, словно кристалл рассмотрели внимательно на просвет, не удержали, разбили и собрали вновь; вновь и в новом же порядке. И там, где был свет, стала тьма. Даже игумен. Даже он в «Мастере и Маргарите» как отсвет из «Идиота». Точнее, как тень.

«На толстом веленевом листе князь написал средневековым русским шрифтом фразу: "Смиренный игумен Пафнутий руку приложил"».

Смиренный обернулся свирепым. Ну почти. Суровым. Тяжелым. Тяжким.

Но самое главное совпадение-расхождение двух романов – казнь.

В «Идиоте» о казни рассказывается дважды. Раз о помилованном. И второй – казненном. Рассказывается (свидетельствуется) о времени, которого больше не будет. О мучительной жажде времени. Время иссякает, сочатся последние капли. О жажде приговоренных говорится и в «Мастере и Маргарите»; о жажде, о зное, о грозе и ливне, о той обрушившейся с небес воде, которая уже не утолит жажду казненных. Всё свершилось.

Я воспользуюсь известным приемом и сведу в один текст цитаты из обоих романов:

«Этот человек был раз возведен вместе с другими на эшафот, и ему прочитан был приговор смертный… За повозкой осужденных двигались другие, нагруженные свежеотесанными столбами с перекладинами, веревками, лопатами, ведрами и топорами… Шагах в двадцати от эшафота, около которого стояли народ и солдаты, были врыты три столба… Прошло несколько минут, и на вершине холма остались только эти два тела и три пустых столба…»

Впрочем, любое свидетельство о казни напоминает о крестном пути Христа, любое свидетельство любой казни в любые времена. Хотя, возможно, мне это только кажется.

«Я видел смертную казнь, - отвечал князь».

«Дело в том… - тут профессор пугливо оглянулся и заговорил шепотом, - что я лично присутствовал при всем этом».

И напоследок, как ни странно, об осле. Игемон спрашивает Иешуа, не на осле ли он въехал в Иерусалим.

«У меня и осла-то никакого нет, Игемон».

«Совершенно пробудился я от этого мрака, помню я, вечером в Базеле, при въезде в Швейцарию, и меня разбудил крик осла на городском рынке. Осел ужасно поразил меня и необыкновенно почему-то мне понравился, а с тем вместе вдруг в моей голове как бы все прояснело».

Мрак, о котором говорит князь Мышкин, - необыкновенная грусть, душевная болезнь, страдание. И откликом на этот мрак, отсветом или тенью, - душевная скорбь Мастера, тоже свидетеля казни, впрочем, свершившейся в те времена, когда его не было на свете.
23 апреля 2016, блог НМ
Детектив
(записки дилетанта)
Я ошибалась. Я была уверена, что в советской стране до середины пятидесятых годов детективов не снимали. Но в справочнике Госфильмофонда нашелся один (и, кажется, единственный). Единственный с 1918 года. Он был снят в 1922 и не сохранился. Сюжет, впрочем, известен. Исчез человек, подозревают убийство, ведут расследование. Подозреваемого в смерти находят живым и здоровым. «Шведская спичка», разумеется. Чехов, безопасная классика, пародия, насмешка.

Справочник сообщает, что в 1926 году фильм перемонтировали и разрешили для бесплатной демонстрации в красноармейских частях под названием «Дворянское болото».

читать весь текст
Вернуться
Детектив
(записки дилетанта)
Дата публикации: 23.04.2016, блог Нового мира
Я ошибалась. Я была уверена, что в советской стране до середины пятидесятых годов детективов не снимали. Но в справочнике Госфильмофонда нашелся один (и, кажется, единственный). Единственный с 1918 года. Он был снят в 1922 и не сохранился. Сюжет, впрочем, известен. Исчез человек, подозревают убийство, ведут расследование. Подозреваемого в смерти находят живым и здоровым. «Шведская спичка», разумеется. Чехов, безопасная классика, пародия, насмешка.

Справочник сообщает, что в 1926 году фильм перемонтировали и разрешили для бесплатной демонстрации в красноармейских частях под названием «Дворянское болото».

Название – важнейшая вещь. Приманка, особенно для детектива.

Стеклянный лабиринт.

Мальтийский сокол.

Собака Баскервилей.

Десять негритят.

Название притягивает, как светящаяся во тьме точка; ты приближаешься к ней, как сомнамбула, и не можешь приблизиться, огонек отступает, уходит в сторону, меркнет, заводит в глушь, вспыхивает за спиной.

В «Дворянском болоте» тайны нет, мгновенно ясно, о чем пойдет речь, зачем, для чего и для кого. Скука.

Через год после смерти Сталина, 10 августа 1954 года, на экраны вышла новая «Шведская спичка» (Мосфильм). Сценаристом был Николай Эрдман, режиссером Константин Юдин (он снял «Сердца четырех»). То ли детектив, то ли пародия на детектив. На все еще несуществующий жанр, жанр-призрак.

Место детективов тогда занимали фильмы про шпионов и вредителей. «Борьба за ультиматум» («Комсомолец Федя») (Пролеткино, 1923, реж. Д. Бассалыго; не сохранился), «Человек человеку волк» (Киносекция Наркомпроса Грузии, 1923, реж. И. Перестиани; не сохранился). Или, уже в 1955 году, «Опасные тропы» (Мосфильм, реж. А. и Е. Алексеевы), «Следы на снегу» (Ленфильм, реж. А. Бергункер).

Наконец, в 1956 году, 8 марта (в Международный женский день, между прочим) на экраны вышла драма «Дело Румянцева» (Ленфильм, реж. И. Хейфиц, сценарист Ю. Герман). Фильм - предтеча советского детектива.

Вообще говоря, «Дело Румянцева» - практически шпионская история (или история про вредителей); правда, с коренным нарушением правила жанра: банда в фильме орудует не против государства. То есть, ими движет не идея разрушить государство, подорвать основы существующего строя, а исключительно жажда наживы. Меняется оптика. В фокусе внимания оказывается не судьба страны, а судьба человека, шофера (сейчас бы сказали, дальнобойщика, а в старом справочнике написали – дальнорейсовика).

Это был прорыв. После «Дела Румянцева» детектив стал возможен. Потому что детектив это не только тайна смерти и ее расследование, не просто поиск истины; детектив утверждает ценность человеческой жизни. Ради винтика в государственном механизме затевается целое дело.

И дело это будет – номер 306.

Фильм «Дело № 306» (Мосфильм, реж. А. Рыбаков) вышел на экраны 7 мая 1956 года. Мне больше всего запомнился в картине белый цвет. Белые халаты санитаров и врачей, фармацевтов в аптеке, белые кители милиционеров. Белая или серебристая победа (ошибка свидетелей), женщина в белой кофточке за рулем. Август месяц (дело ведут с 3 по 10 августа), частые грозы, ливни (совсем июльские), свет.

Следственный механизм работает, как часы. Мгновенно на вызов приезжает бригада, собираются показания, проверяются по всему городу машины, в лаборатории проводят анализ улик. Ты понимаешь, что у преступника нет шанса. В фильме упоминаются сыщики прежних времен, Пинкертоны и Шерлок Холмс, упоминаются в ироничном ключе. Куда им до новых сыщиков, чьи имена запомнить невозможно; их целая армия, этих новых, в белых летних кителях. Белокрылые архангелы стерегут покой и порядок обычных людей.

Без шпионов в «Деле № 306» не обходится, но ими уже займется не уголовный розыск, уголовный розыск закрывает дело. И спешит на новое. Та же бригада, та же служебная машина, те же разговоры. Непременно те же. Повторяемость важна. Повторяемость – закономерность – закон. Случилось преступление, и они едут. Они разберутся. Неважно, кто там виноват, шпионы или свои.

(Кстати, «Дело Румянцево» вышло в прокат вскоре после прочтения Н. Хрущевым доклада «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании XX съезда КПСС 25 февраля 1956. )
28 апреля 2016, блог НМ
Поезд
Поезд, билет до конечной, долгий путь, станции, перегоны, дребезжащий стакан, сахар в бумажной обертке, сонное дыхание вагона, разговоры, бегущие деревья, сумерки.

Выхожу на станции, пахнет недавним дождем, светится огонек в газетном киоске, диспетчер говорит, что идет товарный.

Не хочу в вагон, не хочу до конечной, останусь здесь, найду квартиру, найду работу, найду друзей.

Нашла, жила, старела, горя не знала. Поезд терпел, ждал, я приходила смотреть, как он стоит.
Май 2016
читать →
1 мая 2016, блог НМ
Действующее лицо
(записки дилетанта)
Он появляется ближе к финалу, в момент наивысшего напряжения, когда ожидание и промедление убивают, и хочется перелететь главу и оказаться сразу в тихой комнате на Бейкер-стрит, в тот момент, когда всё уже позади. Все спасены, в камине горит огонь, а демоны остались там, на болотах. Они бессмертны, они голодны, и лучше не совать нос в тамошние места, особенной ночью.

Глава 14, предпоследняя, называется «Собака Баскервилей». Туман как действующее лицо является в ней 13 раз.

Он разливается озером над Гримпенской трясиной («…at the huge lake of fog which lay over the Grimpen Mire…»).

читать весь текст
Вернуться
Действующее лицо
(записки дилетанта)
Дата публикации: 01.05.2016, блог Нового мира
Он появляется ближе к финалу, в момент наивысшего напряжения, когда ожидание и промедление убивают, и хочется перелететь главу и оказаться сразу в тихой комнате на Бейкер-стрит, в тот момент, когда всё уже позади. Все спасены, в камине горит огонь, а демоны остались там, на болотах. Они бессмертны, они голодны, и лучше не совать нос в тамошние места, особенной ночью.

Глава 14, предпоследняя, называется «Собака Баскервилей». Туман как действующее лицо является в ней 13 раз.

Он разливается озером над Гримпенской трясиной («…at the huge lake of fog which lay over the Grimpen Mire…»).

Он медленно ползет в сторону героев, окружая их плотным кольцом («…over the great Grimpen Mire there hung a dense, white fog. It was drifting slowly in our direction, and banked itself up like a wall on that side of us, low, but thick and well defined…»).

Он (и только он!) может нарушить планы великого сыщика. Сэр Генри погибнет, если туман успеет его поглотить («…Our success and even his life may depend upon his coming out before the fog is over the path...»).

Он охватывает дом плотным кольцом, и лишь верхний этаж всплывает, как волшебный корабль. («As we watched it the fog-wreaths came crawling round both corners of the house and rolled slowly into one dense bank, on which the upper floor and the roof floated like a strange ship upon a shadowy sea»).

Он надвигается, герои отступают. Он надвигается медленно и неуклонно. («So as the fog-bank flowed onward we fell back before it until we were half a mile from the house, and still that dense white sea, with the moon silvering its upper edge, swept slowly and inexorably on»).

Он расходится, как театральный занавес. («The steps grew louder, and through the fog, as through a curtain, there stepped the man whom we were awaiting»).

И наконец (кульминация!) из него выскакивает существо невиданное, изрыгающее пламя и несущее смерть. Порождение тумана. Порождение ада. («Never in the delirious dream of a disordered brain could anything more savage, more appalling, more hellish be conceived than that dark form and savage face which broke upon us out of the wall of fog»).

Он помешал, и Холмс не успел организовать монстру достойную встречу. («And the fog gave us little time to receive him»).

Он приглушал звуки («…this fog may have deadened them…»).

Он лип к окнам («The fog-bank lay like white wool against the window…»).

Он рассеялся лишь тогда, когда пес был убит. («On the morning after the death of the hound the fog had lifted…»).

В заключительной главе туман уже не действующее лицо, он за сценой, топчется за кулисами.

Туманный вечер. Но герои сидят в теплом доме у пылающего камина. Туман сыграл свою роль, отступил.

В новейшей экранизации («Шерлок», 2 сезон, 2 серия, «Собаки Баскервиля») туман появляется до начальных титров. Сэр Генри стоит в овраге в белом, стелющемся тумане. Туман съедает его разум, мутит рассудок; порождает монстров.

Туман как действующее лицо. Туман как орудие преступления.

Авторы экранизации с вольностью обращаются с текстом. Но как же внимательно они читают.

(Все эти соображения о тумане как действующем лице пришли мне на ум пару лет назад после просмотра «Собак Баскервиля». Я изложила их в живом журнале; мне написали, что я не права, и туман действует решительно во всех рассказах о Шерлоке Холмсе. Я не поленилась и просмотрела все рассказы; поверьте (и проверьте), туман действует (действует!) только в «Собаке»; и только в «Шерлоке» это не упустили из виду.

Английский, к сожалению, я знаю дурно. Опиралась на переводы Н.Волжиной.)
5 мая 2016
Вот как я рисовала грозу:

Синее небо (синяя грозная краска). Алая молния зигзагом с неба до самой земли. Главное, дотерпеть, чтобы грозный синий подсох, иначе молния будет не острой, расплывется, и станет похожей на просвет красного закатного солнца, и можно забыть про грозу и молнию и назвать картинку закатом. Или всадником. Он скачет на фоне темного неба, красный на красном коне. Тоже хорошая картинка. Главное ее увидеть.
9 мая 2016
Мои деды
Молотихин Иван Ефимович. Родился в 1918. Горьковская обл. Старший сержант. Разведка отдельного лыжного батальона 317 стрелковой дивизии. Ленинградский, Калининский фронты. Награжден орденами Отечественной войны 1 степени, Славы 3 степени, медалями. Вернулся домой в 1943 без ноги. Умер в 2004.

Долгопят Моисей Яковлевич. Родился в 1904. Житомирская обл., г. Бердичев, ул. Быстрицкая, 5. 206 дорожно-строительный батальон. Техник-интендант 1 ранга. Пропал без вести не ранее 07.1942.
Июнь 2016
читать →
15 июня 2016, блог НМ
Прошедшее время
Письма товарищу (киноведу) с начала семидесятых - по середину нулевых. Пожелтелое зеркало со следами от сгибов и скрепок.

Отражение застыло. Всматриваешься. Видишь людей многознающих, ироничных, любящих, неуверенных, дотошных.

Всегда стоит дата в левом верхнем углу, под ней - место написания. Ленинград. В 1991-м - «все еще Ленинград». Наконец «все еще Ленинград» становится Санкт-Петербургом.

читать весь текст
Вернуться
Прошедшее время
Дата публикации: 15.06.2016, блог Нового мира
Письма товарищу (киноведу) с начала семидесятых - по середину нулевых. Пожелтелое зеркало со следами от сгибов и скрепок.

Отражение застыло. Всматриваешься. Видишь людей многознающих, ироничных, любящих, неуверенных, дотошных.

Всегда стоит дата в левом верхнем углу, под ней - место написания. Ленинград. В 1991-м - «все еще Ленинград». Наконец «все еще Ленинград» становится Санкт-Петербургом.

В одном из писем меня удивила оценка «Лапшина» Германа. Речь шла о времени, о прошлом, о том, как оно может быть запечатлено в фильме. Как аргумент в письме был приведен фрагмент рассказа В.В. Ильина об операторской работе в «Торпедоносцах»:

«…мне стоило немало сил убедить его <режиссера; он – под влиянием Германа – хотел снимать фильм черно-белым, - Е.Д.> в возможности и даже необходимости цвета. Из чего я исходил? Стремиться к достоверности, к документальной точности необходимо, нельзя только забывать, что это наш сегодняшний взгляд на события…» (Техника кино и телевидения, 1984, № 1, с. 47)

Предложенную другом цитату киновед использовал в своей статье (напечатана в сборнике ВНИИКа в 1990 г.). Кроме того, он в статье написал:

«Наивозможно точное знание примет воссоздаваемого прошедшего времени и наивозможно глубокое проникновение в атмосферу этого прошедшего времени – не только идеал, но и норма серьезной работы режиссера и сценариста. Главная сложность этой задачи заключается в фатальной для художника необходимости оказаться «двойным современником»: современником своих персонажей и современником своих зрителей».

И заключил в финале :

«Автору, в частности, хотелось бы объяснить, почему воссоздание обстановки и атмосферы 30-х годов в «Зеркале» Тарковского представляется ему (автору статьи) несравненно более убедительным, более точным «по букву и духу», нежели реконструкция предпринятая в «Моем друге Иване Лапшине»…»

Никакого объяснения, впрочем, не последовало. Могу предположить (исходя из вышеприведенных цитат), что киноведу недоставало «сегодняшнего взгляда на события».

Для меня "Лапшин" - лучший фильм Германа. Мне думается, что режиссера не интересовал взгляд нас, сегодняшних, на них, прошлых. В этом фильме не мы смотрим, они – смотрят. И смотрят не на нас. (Так же точно, как киновед и его товарищ не пишут писем мне, а пишут друг другу; но всё же и я могу их письма прочесть. Пожелтелое зеркало со следами от сгибов и скрепок…)

(домыслы всё мои)
17 июня 2016
Курильщик в метро. На проекте 1934 года (Таранов и Быкова, станция Сокольники). Выставка в Архитектурном музее. Была сегодня, видела.

Как по мне - добавить бы еще обыденных фотографий; чтоб люди в вагонах, обычные замотанные пассажиры всех времён; в вагонах, на эскалаторах, в толпе, в одиночестве... Мама помнит буфеты в метро, ее отец там брал чуть ли не шампанское и шоколад. Я такого не застала. Когда-то придумала рассказ про человека, который спустился в метро и остался там жить (почему - не помню; это был мой первый рассказ вообще).

Хорошая выставка.
Июль 2016
читать →
13 июля 2016, блог НМ
Возвращение
Почему возможно без разрушительных последствий заменить актера в какой-нибудь 158 серии тянущегося пятый год сериала?

Конечно, сериал должен быть очень уж мыльным, а персонаж очень уж важным. Актер уходит, является новый. Мейсон бессмертен в своей Санта Барбаре (барбара - барбарис - леденец во рту, - мой скромный ассоциативный ряд).

Почему вообще возможна подобная подтасовка?

(Я всё представляю, как вместо меня приходит другой человек и называется моим именем и делает - неважно как, иначе - мои дела. И никто не удивляется, и все согласны, даже я. Другой рост, другие глаза, – не всё ли равно.)

Или, к примеру, долгий сериал про Джессику Флэтчер, в нем одни и те же актеры появляются в разных ролях. Это что-то вроде реинкарнации, что-то вроде. Время там движется иначе, в этом простом детективе, время ходит по кругу, по очень маленькому кругу, с тюремную камеру круг. Главные герои бессмертны, им приносят кровавые жертвы (детектив без убийства – дурной тон), но жертвы могут воскреснуть, выйти на сцену в новой роли - через время, через миллион кругов (ада?).

Это происходит так, небрежно, от бедности, но если разбогатеть, осмыслить как прием, использовать всерьез... Важно не быть серьезным.
Август 2016
читать →
4 августа 2016
Про мое рабочее место:

В выходные хорошо работать дома, особенно утром; можно за письменным столом, а можно и на диване или на кухне – с планшетом, бумажкой, ручкой. На кухне хорошо отвлекаться на кофе. Или глазеть в окно. Утро самое лучшее время для меня.

В будние дни стараюсь работать в дороге, в электричке; либо пишу на листочке, либо на айфон. В конце недели сшиваю куски и латаю дыры. Иногда что-то выходит.

Самое лучшее было в Муроме, у бабушки: сад, рассохшаяся лавка, бежит муравей, кофе дымится в чашке, в траве солнечный свет; было да сплыло.
Тропинка
Окно в бабушкином доме
6 августа 2016, блог НМ
Круглое
В американском «Призраке» (1990) убитый герой, призрак, остается на этом свете, пока не выяснит, кто его убил, зачем, почему; пока не спасет жену. А если убитый, призрак, умеет возвращаться в прошлое, невидимкой, никем? Никак не умея влиять на свершившееся. Он возвращается именно затем, чтобы понять, кто тот человек, который его убил, зачем он это сделал. Чтобы рассмотреть событие с разных сторон. Со всех сторон.

Он не расследует, как расследовал бы сыщик, - по следам, в реальном времени, когда прошлое не вернуть (но можно (можно? можно ли?) искупить). Он разглядывает прошлое, как шар. Прозрачное и круглое прошлое. Вертит, крутит, то с одной стороны заглянет, а то с другой.

*

Хронос – это такая школа, где все предметы изучаются как история. Не математика, а история математики. Не физкультура, а история физкультуры. Дети в этой школе знают, что было в математике в 1788 году, а что в химии (или алхимии, быть может). То есть любой год, в том числе и 1788, воспринимается ими полно. Все года наполнены, полновесны, каждый – как спелое антоновское яблоко. Круглые, тяжелые, горячие и прохладные. Дети перебрасывают их с ладони на ладонь.

*

И вот человек умирает и вся его долгая жизнь сворачивается в клубок, и непросто его размотать, распутать, а может, и не нужно, а нужно держать на ладони, катать на ладони и чувствовать тяжесть, вес, и слышать шум, как шум моря в раковине.
10-17 августа 2016
Путешествие по Норвегии
30 августа 2016
Прочла роман Сергея Солоуха «Рассказы о животных». Мне показалось (могу ошибаться, даже наверняка), что герой переживает одну и ту же коллизию (ситуацию?): летит лбом в стену; вдруг открывается тоннель, кроличья нора, узкий (непременно) проход, - герою удается проскочить, пролететь, выбраться, но выбраться ровно туда же, откуда выбирался.
Роман понравился; особенно «дорожная» часть.
Сентябрь 2016
читать →
6 сентября 2016
Вчера целый день (целый - это полный, до краев) лил дождь, сегодня утром (пять пятьдесят по моему айфону) тихо, холодно, светло; я стою под промокшими липами, с листьев стекает вода тяжелыми бесшумными каплями, листья вздрагивают и как будто вздыхают.
25 сентября 2016
Электрическим певцам и музыкантам следовало бы иногда (для разнообразия жизни) просить за неисполнение. Я бы, пожалуй, и платила. Бывает ничего, а бывает достают. А впрочем, бог с ними.
Октябрь 2016
читать →
9 октября 2016
Дорожка у платформы Зеленоградская, Ярославское направление.
Черный асфальт. Или серый - когда сухо.
Падают желтые листья.
Идут люди, как правило, на электричку. Если есть время до электрички, - останавливаются, может быть, закуривают, а может быть, и нет. Смотрят на деревья, на дорожку, на всё еще зеленую траву, прислушиваются. Когда приближается поезд, опускаются на переезде и на переходе шлагбаумы, и звенит предупреждающий звонок. Люди слышат звонок и бегут или идут, - зависит от темперамента, состояния и настроения, - к лесенке на платформу.
Идут дожди, листья отсыревают, темнеют и постепенно растворяются, как будто уходят на дно, падают новые, еще свежие, чистые, нетронутые.

Скоро зима.
11 октября 2016
Письмо Вайды
Хранится в Музее кино, в фонде 77 Изабеллы Германовны Эпштейн (1925-1986). Она работала редактором-переводчиком отдела по международным связям СК СССР, главным редактором постоянного секретариата Московского МКФ. Кроме того, переводила статьи и книги о кино.
Письмо (в числе прочих) я когда-то публиковала в "Киноведческих записках" («Киноведческие записки» № 60. «Теперь для меня Россия уже не абстракция, теперь у нее и ваше лицо…» Письма зарубежных кинематографистов И.Г.Эпштейн. 1963-1982).
Выложу здесь текст письма (в переводе Мирона Черненко):
«Белла!
Прости, что я ничего не писал так долго, даже не ответил на два твоих письма, но мне трудно писать о чем-либо, если не о себе, а эта тема вызывает во мне отвращение и тошноту. Теперь, может быть, станет лучше, я начал работать. Правда, не над тем фильмом, о котором мечтал, но больше ждать было невозможно. Время уходит ужасающе, и я решил поторопиться. К сожалению, как тебе известно, в моей стране чужое время не так уж ценится.
Я не хочу писать о том, о чем будет этот фильм(1), я надеюсь, что смогу рассказать тебе об этом лично, поскольку я собираюсь в Москву в январе (1 месяц 1964 года и любого другого) по поводу костюмов и реквизита из фильма Бондарчука(2). Таким образом, ты уже узнала, что фильм будет историческим и наполеоновским. Ничего не поделаешь. Скрыть не удастся, и пусть так будет.
В связи с Новым Годом прими пожелания всего наилучшего.
Сердечный привет
Анджей Вайда
Варшава 26.XII.1963»
(Перевод с польского Мирона Черненко)
1. Видимо, речь идет о фильме «Пепел» («Popioly», 1965), действие которого происходит во время наполеоновских войн.
2. Очевидно, упоминается фильм «Война и мир» (Мосфильм, 1965-1967), над которым в это время (с 1961 года) работал режиссер Сергей Бондарчук.
(если что-то напутала в комментариях, буду благодарна за поправки)
Фрагмент письма:
17 октября 2016
Возможно, виной тому мой героический дед (разведчик отдельного лыжного батальона 317 стрелковой дивизии, старший сержант), которого я видела один только раз и то издали (смотри, это твой дед, по мосту идет). Без очков и фигуры не разглядела. Должно быть, шел и прихрамывал, так как вместо одной ноги (правой или левой, не знаю) у него был протез. Он ушел из семьи, когда мама уже училась в институте. Пил, дрался, мог с большого гонорара (за роспись стен клуба Ленина, к примеру) накупить вкусностей и подарков, а потом, в алкогольном угаре, все поломать и пожечь в печи. Мама его не простила, не ходила к нему, не принимала, вычеркнула из жизни. Бабушка его ненавидела и не могла забыть.

После него в доме оставались громадные альбомы репродукций (кое-что я застала), подшивка «Нивы» за 1912 год, несколько фотографий, написанная маслом картина над дверью в чулане (работа его друга: семья директора завода в цветущем весеннем саду) и еще картинка, уже его, - на березовой плашке (косой срез березового ствола с остатками бересты по краю). На плашке изображен был среднерусский пейзаж, грустный, чуть ли не левитановский. Висел тоже в чулане, над красным газовым баллоном.

Вроде как был человек еще жив, а вроде как уже и умер.

Возможно, что страсть к рисованию мне досталась от него. С годами она угасла.

Как бы то ни было, художники мне казались и кажутся людьми близкими. Что-то вроде избирательного сродства.

Когда-то я написала рассказ о двух художниках, отчего-то он вспомнился мне сегодня. Город, который в нем описан, уже не существует. Наверное, и людей таких (какие описаны в рассказе) больше нет и не будет. И лишь рассказ остается свидетельством их существования, может быть, единственным. Художественное равняется документальному, вымысел – документу.

Так мне сейчас это кажется.

Возможно, напрасно.

Рассказ предварял стишок:

Я вижу черный поезд,
И пахнет он огнем,
Таинственную повесть
Я напишу о нем…


Сейчас бы я такой не написала, так что и меня тогдашней уже нет, и рассказ (повесть? – повествование) – свидетельство – документальное – обо мне.
Поезд
24 октября 2016
У меня есть ответ на вопрос, почему нет хороших сценаристов.
Потому что они не нужны.
В основном. По большому счету.
25 октября 2016
Разбор архива (в музее)
Чужую жизнь пройдя до середины,
пора пить чай.
Ноябрь 2016
читать →
2 ноября 2016
А может быть любой (?) писатель вовсе не писатель, а читатель, наподобие Шарика. Читает вывески (и часто наоборот), срисовывает перекрестки ветвей (карта дорог? - он не знает). Он не знает, он только читает, слева направо или справа налево, или в другую какую сторону. Он Шарик, он читает по слогам, он не ищет смысла. Знаки на бумаге - след его чтения. Траектория взгляда.
27 ноября 2016
Старый журнал. Очки
Декабрь 2016
читать →
12 декабря 2016
Жизнь на книжной полке
20 декабря 2016
Машины светят фарами во тьму
Везут в железном брюхе
Апельсины и хурму.
Или ничего не везут, только хмурых пассажиров. Или каких других. Или никаких.
Вот так задумаешься и не можешь остановиться, как будто бы сама едешь и светишь. Нет, стоп. Я, конечно, еду, но в электричке. Так что меня везет электричка в железном брюхе, я не хмурая и не веселая, я не хурма и не апельсин, но что-то оранжевое во мне есть, все еще, отблеск чистого оранжевого света на коротко остриженных волосах. Я еду, друзья, и пишу всякую хрень.
27 декабря 2016
Снег и электрический свет
[Корабль, 30.12.2016]
[Корабль, 30.12.2016]