Публикации
в cоцсетях Музея кино за 2018 г.

По материалам рукописного фонда Музея кино

Публикации
в cоцсетях Музея кино за 2018 г.

По материалам рукописного фонда Музея кино
29.03.2018
Актёр Федор Никитин
В Музее кино хранятся записные книжки актера Федора Михайловича Никитина (1900-1988). Они датированы с тридцатых по семидесятые годы прошлого века. Поначалу записи касались преподавательской деятельности Федора Михайловича. С начала сороковых годов они превратились в дневниковые...
04.04.2018
День рождения Андрея Тарковского
Сегодня, 4 апреля, день рождения Андрея Тарковского.
Благодаря Марине Арсеньевне, сестре режиссера, в рукописном отделе Музея кино появилось несколько его личных документов.
04.05.2018
Письмо приговоренного к смертной казни
Как оказалось в семейном архиве И. Г. Эпштейн письмо приговоренного к смертной казни, я не знаю. Я не знаю, как звали осужденного (разобрала лишь «МГали..» в подписи). Не знаю, кто такой «товарищ Аркадий», к которому обращено послание. Я не знаю, в каком году написано письмо (1905? 1907?...)
09.05.2018
Фильм «Сердца четырёх»
Я вижу символический смысл в том, что фильм «Сердца четырех» снят прямо перед войной, а вышел на экраны на ее исходе. Фильм словно бы пропустил войну, проспал. Война растаяла, как ночной кошмар при свете утра. «Все стало вокруг голубым и зеленым…» ‒ лейтмотив фильма.
21.07.2018
Заметки архивной крысы
На том и другом документе – вытиснены профили вождей: И.В. Сталина и В.И. Ленина. Но посмотрите внимательно. Мандат за (видимо) 1953 год. На первом плане – профиль Сталина. Мандат за 1955 год. На первом плане – профиль Ленина. Ветер перемен (точнее, легкий сквозняк) их перетасовал.
16.11.2018
Контракты со звездами немого кино
В договоре с И. Мозжухиным (и только с ним!) отмечается право актера на отказ от работы над неудачным сценарием. Правда, отказ этот – с обязательством:
«…при неудачном по заключении И.И. Мозжухина сценарии И.И. Мозжухину предоставляется право отказаться от участия в исполнении такового с обязательством изготовления самим И.И. Мозжухиным нового сценария в семидневный срок…»
28.11.2018
Судьба
заметки по архивным материалам режиссера Ю.А. Леонтьева (1902-?)
Документы на плотной глянцевой бумаге. Их сложили и подожгли. Поднесли огонек спички или зажигалки. Края занялись, но документы не сгорели. (...)
Свидетельства неудавшейся судьбы. Иллюстрации к несостоявшейся жизни.
Как будто в витиеватой траурной рамке.
05.12.2018
Причал
(сценарий Г. Шпаликова)
«Причал» справедливо сравнивают с «Аталантой» (1934) Жана Виго. «Аталанта» ‒ имя баржи.
Я хочу обратить внимание на названия. На их разность. Противоположность.
Баржа и причал. Это как небо и земля, как река и берег, как движение и покой.
Вернуться
Актёр Федор Никитин
Дата публикации: 29.03.2018
В Музее кино хранятся записные книжки актера Федора Михайловича Никитина (1900-1988). Они датированы с тридцатых по семидесятые годы прошлого века. Поначалу записи касались преподавательской деятельности Федора Михайловича. С начала сороковых годов они превратились в дневниковые.

Никитин нумеровал книжки дневников, отмечал, когда начал вести записи и когда закончил. Все лучшие свои роли он к тому времени уже сыграл, с 1938 года по 1949 его не снимали вообще, даже в самой крохотной роли. Он мучился этим, тому свидетельство дневники. Положение в театре тоже его не радовало. Федор Михайлович не понимал, отчего так происходит, искал вину в себе, в своих творческих возможностях. Называл себя обыкновенным.
Между тем, ему снискали славу роли людей именно необыкновенных. Его герои выделялись из толпы, они в ней были как потерявшиеся дети. В новых временах, в иной стране. В глазах их была растерянность, кротость, смирение. Эти глаза видели смерть, видели кошмарные сны, от которых не совсем пробудились. Бог его знает, как ему удавалось это передать, а пленке - запечатлеть.

Фрагмент из записной книжки актера (начата 30 ноября 1940 и окончена 15 февраля 1941). Уличная сценка:

«Когда после двенадцати я возвращался домой из Д[ома] К[ультуры] на Нахимсоне, против Стремянной топтался пьяный, который просил папироску. Это был обросший щетиной пожилой рабочий, еврей, очень сильно пьяный, но не буйный, а какой-то жалко лиричный и благодушный.

- Ангел мой дайте папиросочку… Ангелы мои – папиросочку… Папиросу хорошие мои… Я же не нищий, я не прошу, мне нужна только папиросочка.

Я было прошел мимо, а потом остановился и стал наблюдать. Никто из прохожих не дал ему папиросы. Тогда он снова направился ко мне, и я полез за папиросой.

- Сыночку… вот спасибо…. Спасибо… Да!.. Вот какая жизнь, а?.. Я все понял, все себе выяснил… Это же разве жизнь? Это же крепостное право… Ну, пусть меня расстреляют, пусть, но так жить нельзя.

Я хотел уйти, он остановил меня.

- Ты на сдельщине или на окладе, сыночку?

- На окладе.

- А… тебе хорошо, сыночку. А я получил в получку 370 рублей, а? 33 года стажа… Я квалифицированный пролетарий… я человек цивилизованный… у меня семья… И 370 рублей. Ну разве же можно так. Что я с этим буду делать. Ну, вот я и выпил. Крепко выпил… А всё равно… Ну, арестуй меня… Все же равно… Так нельзя…

- Идите домой, папаша, и не разговаривайте. Вы сами не понимаете, что вы городите.

- Домой? А с чем я пойду домой, к моим детям? С этими триста семьдесят? Нет, так нельзя, сыночку.

Он никак не мог зажечь спичку своими непослушными руками. Слезы струились по его лицу из-под очков.

Я перешел на другую сторону и оглянулся. Он все еще стоял на краю тротуара и пытался зажечь спичку».

(Л. 34 об. – Л. 36 об.)

Комментарии:

Нахимсон - Проспект имени Нахимсона. С 1944 года ему возвращено название Владимирский проспект. Стремя́нная улица проходит от Владимирского проспекта до улицы Марата (между Колокольной улицей и Невским проспектом).

По статистической таблице государственный розничных цен на начало 1940 года колбаса вареная «Отдельная» стоила 13,5 рублей за килограмм, колбаса полукопченая «Краковская» - 20, молоко (литр) – 2 рубля, яйца столовые 1 сорта (десяток) - 6,5; сахар-рафинад колотый- 4,1 рублей.

Лучшие роли Федора Никитина:

Вадька Завражин в фильме «Катька - Бумажный ранет» (реж. Э.Иогансон, Ф.Эрмлер, 1926),

Музыкант в фильме «Дом в сугробах» (реж. Ф.Эрмлер, 1926),

Глухонемой Кирик в фильме «Парижский сапожник» (реж. Ф.Эрмлер1927),

Унтер-офицер Филимонов в фильме «Обломок империи» (реж. Ф.Эрмлер, 1929),

Павел Андреевич Крупенин в фильме «И жизнь, и слезы, и любовь» (реж. Н.Губенко, 1983).



Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
День рождения Андрея Тарковского
Дата публикации: 04.04.2018
Сегодня, 4 апреля, день рождения Андрея Тарковского.

Благодаря Марине Арсеньевне, сестре режиссера, в рукописном отделе Музея кино появилось несколько его личных документов.

Андрей Арсеньевич вспоминал:

«Был у меня в жизни очень трудный момент, когда я попал в дурную компанию, будучи молодым, и мама спасла меня довольно странным образом. Она меня устроила на работу в геологическую партию, и я отправился туда на целый год в качестве рабочего. Я исходил много мест по лесам, по тайге в Сибири. Это я вспоминаю, как самое прекрасное время в моей жизни. Мне тогда было 20 лет».

Вернувшись в Москву, Тарковский поступил на режиссерский факультет ВГИКа.

Каким он тогда был, можно разглядеть на маленькой черно-белой фотографии в студенческом билете первокурсника (1954; ф. 173, оп. 1, ед хр. 4).

Кроме того, я даю разворот табеля ученика 8-а класса Андрея Тарковского с оценками и замечаниями учителей (ф. 173, оп. 1, ед. хр. 3, лл. 2 об. - 3).


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
Письмо приговоренного к смертной казни
Дата публикации: 04.05.2018
В Рукописном отделе Музея кино хранится фонд 77 Изабеллы Германовны Эпштейн (1925-1986) – редактора-переводчика отдела по международным связям Союза кинематографистов СССР); переводчика статей и книг о кино, прозы, драматургии («Что такое кино» Андре Базена, «Язык кино» Дж. Г. Лоусона, «Карьера Артура Уи» Бертольда Брехта и др.).

Основной блок материалов фонда – переписка. По большей части, это переписка отца Изабеллы Германовны – Германа Вениаминовича (1888-1935).

В 1912 году он окончил физико-математический, а в 1915 – медицинский факультет Московского университета. С 1919 и до конца жизни работал в Институте инфекционных болезней им. И. И. Мечникова, одним из основателей которого и являлся.

Как оказалось в семейном архиве И. Г. Эпштейн письмо приговоренного к смертной казни, я не знаю. Я не знаю, как звали осужденного (разобрала лишь «МГали..» в подписи). Не знаю, кто такой «товарищ Аркадий», к которому обращено послание. Я не знаю, в каком году написано письмо (1905? 1907?...). Не знаю, за что именно был осужден его автор. Не знаю, был ли приведен в исполнение смертный приговор. Не знаю ничего.

В фонде сохранились письма Марка Вениаминовича Вишняка (1883-1976) –известного эсера. Одно из них – из села Колпашево Нарымского края, где Вишняк отбывал ссылку. Возможно, письмо «товарищу Аркадию» было передано Марком Вишняком?

Домыслы и ничего больше.

И всё же мне кажется возможным опубликовать этот в высшей степени душераздирающий (простите за пафос) документ. Затем, чтобы люди услышали голос очень, по всей видимости, молодого человека, оказавшего на самом краю бездны.

Это, если можно так выразиться, вечное послание живым. Вечно актуальное.

Вот его расшифровка (в квадратных скобках расшифровываются сокращения):

«Привет Тов. Аркадию!

Еще жив. Здоров бодр и весел.

16 был суд. По приговору выс[шего] окр[ужного] суда я был приговорен к смерт[ной] казни через повешение.

Срок на подачу кассации был дан 24 часа

Кассация подана родственники подали прошение о помиловании на высочайш[ее] имя.

И еще совершенно не знакомая на вид лет 20 не более тоже подала Получила на свид[ание] разр[ешение] После приговора пришла ко мне спросили спросила меня не буду ли я против что если она пошлет телегр[амму] на высочайшее имя я согласился она ходила к защитнику 2 р[аза] но его не заставала дома оставила записку за подписью как будто бы моя двоюродная сестра Масягина но у нас из родственников никого нет Масягиных.

Срок кассации кончился 17 в 7 час[ов] вечера

Защитник говорит что если до сих пор не приведен приговор то бумаги пошли на высочайшее имя неужели Тов[арищ] Аркад[ий] Госуд[арь] не заменит?

Как привезли из суда посадили в другую камеру одели в казенный костюм всю ночь горит электрич[ество] то и дело смотрят в очко.

После каждого свидания прежде чем в камеру впустить осматривают снимают сапоги тоже осматривают потом впускают.

На суде вел себя героем

Вынесли приговор что я приговор[ен] к Смерт[ной] казни через повешен. Читают бумагу я засмеялся судьи переглянулись тоже засмеялись

На суд ехали с песнями из суда тоже с Револ[юционными] песнями.

Как до суда так во время суда и после суда был бодр и весел сейчас сижу в камере чувствую себя хорошо весел и бодр

Мама не приезжала были родственники и 2 товар[ища]

На память маме через тетку послал часы.

Досв[иданья] Тов[арищ] Аркадий жму крепко руку

Заочно прощай Крепко целую

Тов. по тюрьме МГали…

Каждую ночь ожидаю казни

Но еще все не берут

На казнь тоже пойду с песней.»


(Ф.77, оп. 1, № 9/1333)

По материалам фонда в разное время было подготовлено несколько публикаций:

- «Пиковая дама». Из Музея кино. Письмо Герману Вениаминовичу от неизвестного лица (Леонида Яковлевича) с рассказом о самом первом просмотре (как определено в письме: «( = генер. репетиции)» фильма Якова Протазанова «Пиковая дама» («Кинограф», 1999, № 6, С. 37-38).

- «Дорогой Тинтин…» Из писем С. М. Эйзенштейну (Жермен Дюлак, Абель Ганс, Жан Кокто, Жан Пэнлеве, Фернан Леже). («Киноведческие записки», 2000, № 46, с. 219-225).

- «Теперь для меня Россия уже не абстракция, теперь у нее и ваше лицо…» Письма зарубежных кинематографистов И. Г. Эпштейн. 1963 ‒ 1986. («Киноведческие записки», 2002, № 60, с. 91-121).

- «И суждено же было мне все это пережить…» Переписка из семейного архива Г. В. Эпштейна за 1914-1918 годы. («Новый мир», 2014, № 8, с. 140-156).


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
Фильм «Сердца четырех»
(реж. К. Юдин; вышел на экраны 5 января 1945 года)
Дата публикации: 09.05.2018
Письмо К. Юдину от зрителя
Фронт 19.03.45

Уважаемый тов. Юдин!

Прежде я хочу Вам напомнить о себе, чтоб Вы имели представление, с кем мысленно разговариваете. Я работал у Вас на студии с 1938 [по] 41 год парикмахером и хорошо знаю Вас и много других работников на студии. Хочу в своем маленьком письме Вам выразить свое боевое командирское спасибо за Вашу картину, которую, я помню, Вы начинали при мне. Это «Сердца четырех».

Первый раз я ее слушал в госпитале, был ранен и у меня глаза не видели с повязкой, я просил няню, чтоб она меня сводила в госпитальный клуб, где я хотя слышал бы разговор и музыку. Но Вы знаете, мне очень было больно глазам, шли без конца кровяные слезы. Я радовался тому, что пришли раненые, весело отдыхали и хохотали. Но я просил няню, она примерно мне рассказала сюжет. Я рассказал тов[арищам] по койке, что Юдина я знаю, рассказал, какие Вы сделали замечательные кинофильмы, рассказал им о работе режиссеров т.т. Пырьева, Эйзенштейна, Дзигана и др. режиссеров. Меня внимательно и интересно слушали раненые. И вот сейчас я в Германии. Много подбил танков и самоходных пушек. А фрицев, мне кажется, я побил только долю, всего у меня 74 убитых немца, пять раз я награжден за это орденами и имею три благодарности тов. Сталина. Но до окончательного уничтожения врага обещаю сделать еще много.

И вот вчера я уже зрячий, как настоящий зритель, смотрел в лесу, на переднем крае, «Сердца четырех». Очень понравилась нам всем эта комедия, и я рассказал своему расчету, ‒ я командир орудия, ‒ эту картину. Им также понравилась.

Ну, не стану отрывать Ваше дорогое время своей запиской. Желаю Вам многие лета и дальнейшей плодотворной работы. Привет Виктору Слонимскому* и Вартану.

С приветом к Вам

Пол. почта 20693 «А» П.М. Фокин

(Ф. 44. Оп. 2. Ед. хр. 12/3)

* Виктор Я. Слонимский – помощник режиссера на фильме «Сердца четырех». Так же был помощником режиссера на фильме К. Юдина «Девушка с характером» (1939).

_______________

Я вижу символический смысл в том, что фильм «Сердца четырех» снят прямо перед войной, а вышел на экраны на ее исходе. Фильм словно бы пропустил войну, проспал. Война растаяла, как ночной кошмар при свете утра. «Все стало вокруг голубым и зеленым…» ‒ лейтмотив фильма.

Прекрасный старый новый мир.

И устроен он по-домашнему просто.

Мир прост и ясен. Прозрачен. Легко объясним. Как на уроке профессора астрофизика:

«Луна вращается вокруг своей оси и вращается вокруг Земли – с той же скоростью. И потому мы видим только одну сторону Луны».

А что там на темной стороне, нам неведомо; изнанки у жизни нет и быть не может.

Автор письма работал на фабрике, производящей грезы. Он был только парикмахером, но все же – причастен волшебству. Он видел актеров не только на экране, они для него не фантомы – живые люди. Он с ними знаком.

Но знание не разрушает иллюзии.

Иллюзия может оказаться реальнее действительности. Иметь гораздо большее значение. Этот как обещание счастья. Обещание, в которое веришь.

В 2013 году по материалам фонда 44 режиссера К. Юдина была подготовлена публикация:

«В смене тени и света». Письма Константина Юдина к жене за 1931‒1934 годы («Киноведческие записки», № 104/105, с. 232-246).


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
Заметки архивной крысы
Дата публикации: 21.07.2018
Монтажные листы, докладные записки, сценарные планы, удостоверения, членская карточка, зачетная книжка. И – среди прочего – два мандата.

1. Мандат И.П. Копалина – делегата от ЦСДФ на XII Районную партийную конференцию Коминтерновского района г. Москвы (год не указан; видимо, 1953-й).

2. Мандат И.П. Копалина – делегата от ЦСДФ на XIV Районную партийную конференцию Коминтерновского района г. Москвы (год указан – 1955-й).

На том и другом документе – вытиснены профили вождей: И.В. Сталина и В.И. Ленина.

Но посмотрите внимательно.

Мандат за (видимо) 1953 год. На первом плане – профиль Сталина.

Мандат за 1955 год. На первом плане – профиль Ленина.

Ветер перемен (точнее, легкий сквозняк) их перетасовал.

Представленные документы хранятся в фондах рукописного отдела Музея кино, в фонде 56 Центральной студии документального фильма.

В основном, это материалы кинооператоров (в том числе, фронтовых):

удостоверения, монтажные листы, письма. И среди них – документы Ильи Петровича Копалина (1900-1976) – режиссера, ученика Дзиги Вертова, автора фильмов «Москва» (1927; с Михаилом Кауфманом), «Разгром немецких войск под Москвой» (1942; с Л.В. Варламовым) и множества других (сведения о нем можно посмотреть на сайте музея ЦСДФ).



Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
Контракты со звездами немого кино
Дата публикации: 16.11.2018
В рукописном отделе пополнение!

Музей кино закупил несколько договоров кинопромышленника Иосифа Николаевича Ермольева со звездами немого кино.

Стандартные документы с указаниями вознаграждения, с перечнями прав и обязанностей сторон.

Любопытно их сравнить:

1. Более всего Ермольев готов платить Ивану Ильичу Мозжухину:

«…с первого июля тысяча девятьсот семнадцатого года по первое января тысяча девятьсот девятнадцатого года по ДВЕ ТЫСЯЧИ рублей в месяц, а с первого января тысяча девятьсот девятнадцатого года – по ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ РУБЛЕЙ в месяц…».

2. Актрисе Ольге Владимировне Гзовской Иосиф Николаевич обязуется платить 750 рублей в месяц (договор от 15 февраля 1916 года).

*Примерно столько получал тогда кочегар – за год.

3. Актрисе Наталии Андреевне Лисенко (жене Мозжухина) положено 500 рублей в месяц (в договоре от 8 октября 1916 года).

В новом договоре, от 18 марта 1917 года, её вознаграждение увеличивается до 750 рублей («…а, с 1-го Января 1919 г. по 1-е Января 1920 г. по ОДНОЙ ТЫСЯЧЕ РУБ. в месяц.»).

*15 января 1920 года вступит в силу декрет о национализации кинопромышленности. В феврале 1920 Ермольев, Мозжухин и Лисенко покинут Россию.

4. В договоре с И. Мозжухиным (и только с ним!) отмечается право актера на отказ от работы над неудачным сценарием. Правда, отказ этот – с обязательством:

«…при неудачном по заключении И.И. Мозжухина сценарии И.И. Мозжухину предоставляется право отказаться от участия в исполнении такового с обязательством изготовления самим И.И. Мозжухиным нового сценария в семидневный срок…»

5. В договоре с Н. Лисенко (от 8 октября 1916) особенно подробно расписаны обязанности актрисы:

«…Съемка картин может производиться, как в ателье (театре, площадке) при солнечном или искусственном свете, так и на натуре, то есть в каком либо помещении, в саду, на улице, на реке, в поездах, на автомобилях, в общественных местах, на площадях и т.д. и если по содержании разыгрываемой картины понадобится ездить верхом, на лодке, на велосипеде и т.д. или плавать, танцовать, прыгать, но без риска для жизни, то я, Наталия Андреевна Лисенко не имею права от этого отказаться».

… Я, Наталия Андреевна Лисенко обязана иметь для съемки все современные костюмы и туалеты свои собственные, как то: вечерний и бальный туалеты, визитный, несколько домашних, а также костюмы для улицы, как то: пальто, выходной костюм и др. Все же костюмы и туалеты исторические и характерные предоставляются г. Ермольевым».

* Договоры хранились в семейном архиве кинооператора Ирины Викторовны Уральской (дед Ирины Викторовны – актер Владимир Михайлович Уральский (1887-1955), отец – актер Виктор Владимирович Уральский (1925-2009)).



Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
Судьба
заметки по архивным материалам режиссера Ю.А. Леонтьева (1902-?)
Дата публикации: 28.11.2018
Документы на плотной глянцевой бумаге. Их сложили и подожгли. Поднесли огонек спички или зажигалки. Края занялись, но документы не сгорели.

Свидетельство об окончании режиссерского факультета ГТК режиссера Юрия Александровича Леонтьева. Свидетельство об окончании натурного отделения ГТК актрисы Александры Николаевны Кудрявцевой. Оба документа за 1927 год.

Свидетельства неудавшейся судьбы. Иллюстрации к несостоявшейся жизни. Как будто в витиеватой траурной рамке.

Документов Леонтьева сохранилось не так много: несколько удостоверений, ученический билет, свидетельство об окончании ГТК, свидетельство о браке с А. Кудрявцевой. Характеристики, справки. Ряд сценариев и либретто. Все в духе времени: про шпионов на заводе, про усыновленного лесником комсомольца, сына сбежавших за границу аристократов (чем не индийская мелодрама), про женщину летчицу, про чудеса в кино (для детей).

Мало кто видел поставленные Леонтьевым фильмы (в интернете их не найти, надо добираться до Госфильмофонда, заказывать, платить; все это возможно - при большом желании).

Сохранилась открытка актрисы Наты Вачнадзе. Написана простым карандашом. Отправлена 21 апреля 1930 года из Ростова (вероятно, из Ростова на Дону).

«Вам вероятно покажется странным что вдруг мне пришла в голову мысль писать Вам, а все же я пишу. Мне захотелось послать Вам привет. И я это делаю. Искренне желаю успеха в работе, большой и настоящей работы – в этом радость.

Привет.

Наташа Вачнадзе».

(Ф. 56. Оп. 1. Ед. хр. 28/33)

*** В фильмах Леонтьева Н. Вачнадзе не снималась.

Но сделать что-то «большое и настоящее» ему было не суждено.

В 1939 году случилось несчастье, Леонтьев попал в аварию, после которой так и не оправился. Он стал инвалидом. Работать продолжал, но самостоятельных постановок после 1939 года у него не было.

Из документов его жены, помимо свидетельства об окончании ею ГТК, в архиве сохранилась грамота от актеров цеха дубляжа киностудии им. Горького - к 75-летию актрисы.

Конечно, мои рассуждения насчет траурной рамки и неудавшейся судьбы, всего лишь домыслы. Мое прочтение документов. Тех страниц, которые попали ко мне в руки. Обугленные края - знак траура. Так видится.

Напоследок приведу две характеристики молодого Юрия Леонтьева, только что окончившего ГТК. Характеристики эти написали выдающиеся режиссеры: Абрам Роом и Всеволод Пудовкин.

«О т. Леонтьеве могу дать самый одобрительный отзыв как об одном из наиболее способных молодых режиссеров.

Знания, вкус и общая культура служат гарантией тому, что он окажется ценным работником на производстве.

Режиссер А. Роом

14.IV.27»

(Ф.56. Оп. 1. Ед. хр. 28/37)

«Уважаемые товарищи!

тов. Леонтьева знаю, как одного из самых талантливых режиссеров Г.Т.К. последнего выпуска. Его короткометражные картины, сделанные в Москве, показывают не только настоящее овладение монтажом и постановочными приемами, но и поднимающую его над общим уровнем свежую выдумку и четкую индивидуальность.

По работе в Г.Т.К. [видно] его очень хорошую работу с актером. Кроме всего, дисциплинированный человек и хороший организатор.

13.V.1927 В. Пудовкин»

(Ф.56. Оп. 1. Ед. хр. 28/38)

***В 1927 году режиссерское отделение окончили 15 человек. В числе выпускников Татьяна Николаевна Лукашевич («Подкидыш» (1939) с Фаиной Раневской и др.), Александр Михайлович Файнциммер («Поручик Киже» (1943), «Девушка с гитарой» (1958) и др.), Евгений Вениаминович Червяков (соавтор сценария, ассистент режиссера и исполнитель главной роли в фильме В. Гардина «Поэт и царь» (1927), постановщик фильма «Города и годы» (1930) и др.).



Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
Причал
(сценарий Г. Шпаликова)
Дата публикации: 05.12.2018
24 ноября 1959 года Геннадий Шпаликов заключил договор с киностудией «Мосфильм» на написание короткометражного сценария «Московский причал».

Сценарий он написал полнометражный, под названием «Причал» (в Музее кино хранится ксерокопия). Фильм должен был стать дипломной работой студентов режиссерского факультета Хельмута Дзюбы и Владимира Китайского (оба из мастерской М.И. Ромма). После самоубийства Китайского работу над фильмом остановили.

«Причал» справедливо сравнивают с «Аталантой» (1934) Жана Виго. «Аталанта» ‒ имя баржи.

Я хочу обратить внимание на названия. На их разность. Противоположность.

Баржа и причал. Это как небо и земля, как река и берег, как движение и покой.

У героя Виго баржа ‒ дом. Мир движется, мир неустойчив, мир ‒ река, а баржа в нем (в конечном счете) – крепость, свой собственный неколебимый уют и порядок.

*** Аталанта ‒ непоколебимая (с др.-греч.).

У героя Шпаликова такого уголка нет. Даже в летней, добросердечной, открытой всем, но только не ему, Москве. Нет у него причала, берега, дома, ни на реке, ни на земле. Название «Причал» кажется мольбой об этом береге. Просьбой об остановке. О покое. Все дело в герое. Он, тяжеловес, нигде не укоренен.

Впрочем, в финале, шкипер, кажется, обретает свой настоящий дом (на барже и где бы то ни было) – с юной невестой и восьмилетним сыном.

*** Невеста шкипера Катя – из Мурома. Мне кажется, это неслучайно. В 1959 году Шпаликов женился на кинодраматурге Наталии Рязанцевой. Она побывала в Муроме на творческой практике от ВГИК. И, возможно, рассказывала о ней Шпаликову.



Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.