Публикации
в соцсетях Музея кино
за 2019 г.

По материалам рукописного фонда Музея кино
15.01.2019
Мечта. Подаренная дважды
…Итак, в 1941 (предположительно) году режиссер фильма «Мечта» Михаил Ильич Ромм подарил свой экземпляр сценария (режиссерский вариант) актрисе Фаине Георгиевне Раневской.
А в 1968 году Раневская передарила этот же экземпляр сценаристу Евгению Иосифовичу Габриловичу.
15.02.2019
Итог
Тридцать лет назад, 15 февраля 1989 года, окончился вывод советских войск из Афганистана.
На картинке - разрешение на съемки в Кабульском аэропорту, выданное съемочной группе ЦСДФ.
07.03.2019
Безумный праздник 8 марта
(поздравление от Геннадия Шпаликова)
...Приведу несколько фрагментов, поясняющих отношения Шпаликова и Эллы Аркадьевны:
«Мы не были друзьями. Мы просто выделили друг друга изо всех приязнью, доверием и участием. Мы оба в том нуждались, хотя и по-разному <…> ».
19.03.2019
Застава Ильича
Титульный лист режиссерского сценария «Застава Ильича» с дарственной надписью Марлена Хуциева и Геннадия Шпаликова Юлию Файту в день его рождения (Ю.А. Файт родился 27 марта 1937 года). Рисунок сделан Марленом Хуциевым: режиссер пародийно изобразил (слева-направо) Г. Шпаликова, С. Княжинского, Ю. Файта.
10.04.2019
О рождении и смерти
Разрозненные листки с записями семьи Пудовкиных ([1847]-1973 гг.)
Заметки о рождении и смерти членов семьи. В том числе, о рождении и смерти выдающегося режиссера Всеволода Пудовкина.
09.05.2019
Эвакуация Кинокомитета.
Шуточная песня
Вечером 15 октября 1941 года председатель Комитета по делам кинематографии Иван Григорьевич Большаков получил приказ об эвакуации Кинокомитета.
О том, как она проходила, вспоминает Иосиф Михайлович Маневич (1907-1976; сценарист, педагог, редактор).
31.05.2019
В песках Каракумов
Воспоминания оператора Григория Кабалова о съемках фильма Якова Протазанова «Сорок первый» (1927 г.).

На съемках «Сорок первого» Кабалов был ассистентом оператора Петра Ермолова. Воспоминая он написал в 1973 году. Они хранятся в Музее кино (Ф. 179. Оп. 1. Ед. хр. 96). Мы публикуем несколько выразительных фрагментов.
11.06.2019
Колокол Чернобыля
Свидетельство кинооператора Константина Кузьмича Дурнова:

«Первое впечатление ошеломило. Нигде не рвутся снаряды, не свистят пули, как это было на войне, но обстановка по-настоящему фронтовая: кругом воинские подразделения, на дорогах – бронетранспортеры, люди – в колоссальном напряжении и ожидании чего-то страшного. Такое чувство, что всюду подстерегает враг».
03.07.2019
Эльдар Рязанов - документалист
Личное дело Рязанова - это картонная (изрядно помятая) папка с документами: личный листок по учету кадров, автобиография (несколько вариантов), творческие карточки, анкеты, характеристики, выписки из приказов и пр.
02.10.2019
"Это моего папы марш!"
Композитор Исаак Дунаевский пишет режиссеру Григорию Александрову и его жене актрисе Любови Орловой из Ялты:
"Дорогие друзья мои! Как бы плохо ни было, но время уносит все: так оно унесло и мою поездку в Ялту, которую нельзя было назвать удачной во всех отношениях..."
30.10.2019
…Не всякий говорящий "Карл Маркс! Карл Маркс!" достоин царствия небесного
Фрагмент письма родственника Германа Вениаминовича Эпштейна, известного эсера, Марка Вениаминовича Вишняка (1883-1975). Письмо из ссылки, которую он отбывал в селе Колпашево Нарымского края.
"…Живу я хорошо. Снимаю одну из лучших комнат в людном селе. «Лучшая» это значит, что в ней не водится тараканов и клопов. Понеже ты другого мнения или кольми паче пожелал бы получить оную живность, я могу транспортировать тебе в неограниченном количестве. Проси сколько душа требует, я уж уважу! Будешь помнить Колпашево!.."
24.12.2019
Новогодняя открытка
Представляем новогоднюю рукописную открытку. Мало кто их сейчас ждет. Но мы помним еще то время, когда вынимали из почтового ящика (реального, железного) праздничное послание.
Вернуться
Мечта. Подаренная дважды
Сценарий «Мечта» Михаила Ромма и Евгения Габриловича. Режиссерский экземпляр.
Дата публикации: 15.01.2019
На 2-м листе вверху ̶ автограф чернилами:

«Дорогой Ф. Г. Раневской
На счастье!!!
Мих. Ромм»

Автограф не датирован.

Вероятно, он написан в 1941 году, когда работа над фильмом уже была завершена.

Ромм вспоминал: «Последний день перезаписи звука попал на ночь с субботы 21-го на воскресенье 22-го июня 1941 года. Мы закончили перезапись в восемь утра. Был ясный солнечный день. Мы поздравили друг друга с окончанием работы, а через три часа я узнал о нападении фашистской Германии на Советский Союз…» (2-й том Избранных произведений, М., 1981. С. 256)

--------

За автографом Ромма, на этом же листе, гораздо более крупным почерком, следует надпись шариковой ручкой:

«Е. О. Габриловичу ̶
Дорогому Женичке
С любовью и
благодарностью
за «Мечту»

Ф. Раневская
в 68 году!»


* Кажется, вначале Фаина Георгиевна написала, как и следовало, «Е. И. Габриловичу». Но затем переправила «И» на более крупную «О». А может, и наоборот.

** В последней строке буква «в» заштрихована.

--------

Итак, в 1941 (предположительно) году режиссер фильма «Мечта» Михаил Ильич Ромм подарил свой экземпляр сценария (режиссерский вариант) актрисе Фаине Георгиевне Раневской.

А в 1968 году Раневская передарила этот же экземпляр сценаристу Евгению Иосифовичу Габриловичу.

Почему она так сделала, я не знаю.

Хотела поделиться подаренным счастьем?

Поблагодарить.

Если и не за счастье, то за мечту о нем. Ведь и об этом их фильм.

--------

Через двадцать два года после смерти М. И. Ромма, в 1993 году в издательстве «Искусство» вышла книга о нем. Среди ее авторов ̶ Е. И. Габрилович.

Его воспоминания называются: «Все началось с мечты». Именно так, с маленькой буквы, без кавычек.

«На рассвете 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границы панской Польши и вступила на земли Западной Белоруссии. 18-го я приехал в Минск в качестве спецкора газеты «"Известия".

К вечеру следующего дня мы были уже в Белостоке. Главная площадь полна народа. Шум, гомон…

…Над темными окнами висела …вывеска, с изображением постели, тарелки супа, сдобной хозяйки и дров в очаге. На вывеске стояло всего одно слово: "Мечта"».

Далее Евгений Иосифович рассказывает о том, как складывалась история меблированных комнат «Мечта». Выдуманная Габриловичем и Роммом история.

После Второй мировой войны Евгений Иосифович побывал в Японии:

«…Как-то однажды на дальней улице Токио увидел я двухэтажный домик с вывеской, испещренной изображениями, понятными любому туристу: бар, кровать с балдахином, ванна, полная мыльной пены, иголка возле сорочки, утюг, сэндвичи с ветчиной… Наш переводчик прочел название заведения: "Надежда"».

Затем Габрилович приводит свой разговор с хозяйкой японского заведения, точнее, ее рассказ о себе. И жизнь ее кажется калькой с жизни Розы Скороход, хозяйки «Мечты» из довоенного советского фильма, сыгранной Фаиной Раневской.

Мечта.

Надежда.

Этим и держимся. Хотя и не только этим.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
Итог
Дата публикации: 15.02.2019
Тридцать лет назад, 15 февраля 1989 года, окончился вывод советских войск из Афганистана.

На картинке - разрешение на съемки в Кабульском аэропорту, выданное съемочной группе ЦСДФ.

Внизу листа - пояснительная надпись оператора Валентина Кузьмина синей шариковой ручкой:

«Разрешение на киносъемки в Кабульском аэропорту съемочной группе ЦСДФ режиссер Сергей Ховенко, оператор Валентин Кузьмин. Звук [оператор] Александр Иванов. Группа была в Афганистане с 26.XII.88 по 16.II.1989 г. За месяц до окончательного вывода наших войск из Афганистана».

Результатом работы съемочной группы стал документальный фильм «Итог» о последних днях пребывания советских войск в Афганистане.

Фотография из фондов Музея кино.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
БЕЗУМНЫЙ ПРАЗДНИК 8 МАРТА
(поздравление от Геннадия Шпаликова)
Дата публикации: 07.03.2019
«Милая Элла Аркадьевна,
_____________________
Милая Рая,
Милая Ада!
_____________________

(пишу в порядке комнат, если идти от лифта, а если из буфета, - то всё – в обратную сторону)

поздравляю, конечно, с этим безумным праздником вас,

очень жаль, что множество веселых дней, тостов, беспечных лет и мгновений, а также пейзажей, путешествий, утр, вечеров, полдников (особенно) и опохмелений, конечно, сумеречных состояний и сумерек, - для вечерних бесед, и прочих радостей было (и будет, конечно) – отдельно, и это – каждый раз – очень жалко, честное слово.

Любящий вас

Гена».


Следует пояснить, кого же поздравляет с «безумным праздником» Геннадий Шпаликов. И о каких беседах говорит.

Элла Аркадьевна Корсунская и Ада были редакторами объединения «Товарищ» киностудии «Мосфильм». Рая – секретарь объединения.

В 2000 году Элла Корсунская написала воспоминания (в том числе, и воспоминания о Геннадии Шпаликове). Написала по просьбе художника по костюмам и тогдашнего сотрудника отдела комплектования Музея кино Елены Маневич. Воспоминая опубликовал журнал «Искусство кино» («Вас подлинно ли нет?», 2000, № 2).

Приведу несколько фрагментов, поясняющих отношения Шпаликова и Эллы Аркадьевны:

«Мы не были друзьями. Мы просто выделили друг друга изо всех приязнью, доверием и участием. Мы оба в том нуждались, хотя и по-разному. <…>

К тому времени пик Гениной славы прошел, хотя все, кто видел ее и во многом ей способствовал, были живы, были в работе и всё помнили. У него не было дома, он приходил на студию где-то часам к трем-четырем и проходил по этажам, по своему царству, в котором ему как будто все были рады, но ни дела, ни места в котором для него уже не было».

Конверт, в котором было доставлено поздравление, достоин пристального внимания. Рассмотрим его.

КУДА:

г. Москва,

к/с «МОСФИЛЬМ»

т/о «Товарищ»

missis Э.А. Korsynskoi

ИНДЕКС ПРЕДПРИЯТИЯ СВЯЗИ И АДРЕС ОТПРАВИТЕЛЯ:

m. KANAVERAL,

misiя "AПOLLO" and

"СКАIЛЕБ" – missiя

mm. Armstrong, Oldrin, Kollins

Английские имена и названия с неожиданными (и забавными) вставками из русских букв.

Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз – американские космонавты. В 1969 году их корабль «Аполлон-11» стартовал с американского космодрома на мысе Канаверал и достиг Луны. Армстронг и Олдрин совершили выход на ее поверхность.

«Скайлэб» - орбитальная станция США; была запущена 14 мая 1973 года. Приняла три экспедиции на кораблях «Аполлон» с мая 1973 по февраль 1974.

Элла Корсунская вспоминала:

«Гена очень любил летчиков, ракеты, космос. Он читал об этом серьезные книги, любил их пересказывать, знал историю космонавтики, имена космонавтов».

По отметке на штемпеле, открытка была отправлена 11.03.1974 из Московской области. 1974 – последний год жизни Геннадия Шпаликова.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.

Вернуться
Застава Ильича
Дата публикации: 19.03.2019
Титульный лист режиссерского сценария «Застава Ильича» с дарственной надписью Марлена Хуциева и Геннадия Шпаликова Юлию Файту в день его рождения (Ю.А. Файт родился 27 марта 1937 года). Рисунок сделан Марленом Хуциевым: режиссер пародийно изобразил (слева-направо) Г. Шпаликова, С. Княжинского, Ю. Файта.

Надпись – рукой Г.Шпаликова.

Марлен Мартынович Хуциев пригласил для работы со сценарием «Заставы Ильича» молодого Геннадия Шпаликова, представителя поколения, о котором и рассказывал фильм. Шпаликов привнес в сценарий достоверность. Воздух времени.

Сегодня Марлена Хуциева не стало.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
О рождении и смерти
Дата публикации: 10.04.2019
Разрозненные листки с записями семьи Пудовкиных ([1847]-1973 гг.)

Заметки о рождении и смерти членов семьи. В том числе, о рождении и смерти выдающегося режиссера Всеволода Пудовкина. Заметки о бракосочетании и других семейных событиях, а также и о событиях в Российском Императорском доме (восшествие на престол, бракосочетание, смерть).

Рассмотрим некоторые записи:

Л. 16. об.:

«1893 год. Февраля 9 числа
Родился у Пудовкиныхъ
Сынъ Всеволодъ. Воспрiем[ники]
П. Ф. Колоярцев и Клавдiя
Николаевна Алексъева
А именникъ будетъ 11 февраля»

*В энциклопедическом кинословаре (М., 1986) указано, что В.И. Пудовкин родился 28 февраля (по новому стилю) 1893 года. Судя по записи, это неверная дата. (Или же я не понимаю, как дата рассчитывалась.)

Л. 6:

«июнь 30 1953 г. в 11 ч. утра
скончался Всеволод
Илларионович Пудовкин»


Л. 14

«Въ 1830 и 1831 годах сильная была Холера а въ 1847 году въ [нрзб.] эпидемiи даже на животных Коровъ и Лошадей подъ названиiемъ Инфлюэнца».

***Буду благодарна, если сможете прочесть слово, которое мне не удалось разобрать.

Л. 4:

«20-го декабря 1828 года
Родился Петръ Федоровичъ
Колоярцевъ.


---

1881 года Декабря 12 числа
в 8 часовъ вечера Скончался
Иванъ Петровичъ Колоярцевъ»

***Как видите, дата в записи о рождении Петра Федоровича Колоярцева склеена из разных газетных (?) фрагментов. Причем, число «29» исправлено на «20». По всей видимости, запись о его рождении занесена в листок одновременно с записью о смерти его сына 12 декабря 1881 года, - тот же почерк, те же чернила.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
Эвакуация Кинокомитета. Шуточная песня
Дата публикации: 09.05.2019
Вечером 15 октября 1941 года председатель Комитета по делам кинематографии Иван Григорьевич Большаков получил приказ об эвакуации Кинокомитета.

О том, как она проходила, вспоминает Иосиф Михайлович Маневич (1907-1976; сценарист, педагог, редактор):

«…Ярославский вокзал был переполнен. Он гудел и разрывался от переполнения. Но поезда уходили, эвакуировали подвижной состав, заполняя людьми. В начале шли обычные, а затем подавали дачные и электрички. Паники не было <...>. В полной темноте отходили вагоны. <...>

В вагоне электрички было темно, видны были только те, кто сидел с тобой рядом. Было тихо. Это был час молчания. Говорили отрывочными фразами, как в доме умирающего. Иногда только с платформы врывался резкий крик. <...>

Электричка благоустраивалась, не помню где, но нам принесли чугунную печурку, вывели трубу в вентилятор. <...> На станциях мы воровали дрова вместе с адмиралами, препирались из-за каждого лишнего полена. Станции были захлестнуты морем эвакуации. Люди взывали фиолетовыми слезами – стены и столбы сплошь были оклеены бумажками, покрытыми буквами расплывшегося чернильного карандаша. Матери искали детей, братья сестер.

Электричка ползла через Россию зимой, на нее с изумлением взирали на только колхозники, но и начальники станций. <...>

В Новосибирск мы прибыли вечером».


(Цит. по рукописи воспоминаний И. Маневича; хранится в Музее кино: Ф. 63. Оп. 1. Ед. хр. 12; воспоминания были опубликованы: Иосиф Маневич. «За экраном». М., 2006; мы исправили допущенные в публикации ошибки).

----

В архиве Иосифа Михайловича сохранился неровный лист серой мягкой бумаги. На нем черными чернилами записана шуточная песня. Записана во время эвакуации, в той самой «ползущей через Россию» электричке.

Песня озаглавлена «Катюша»; очевидно, потому, что петься должна на мотив «Катюши». Вот ее расшифровка:

«Нами все заснято крупным планом,
Ночь. Москва. Везде потушен свет.
Впопыхах, с одним лишь чемоданом,
Драпал быстро Кинокомитет.
Долго ехать трудно без привычки,
Ветер дует в двери и в окно,
Загляните внутрь электрички –
Едут кадры нашего кино.
Вот разлегшись вдоль всего вагона,
Так мала скамейка и узка,
Авенариус чистым баритоном
Запевает громко «Широка!».
Но Еремин и Маневич Жозя
Обрывают песню с первых слов,
Авенариус, ставши в грозной позе,
Продолжать ее опять готов!
Так проходят целых две недели,
Поезд мчит, поездка далека,
В электричке раздаются трели,
Обрываясь словом «Широка!».
Нет вещей у жителей вагона,
Кто в отъезде думал о вещах,
Например, у Мони Левинсона
Даже нет ботинок на ногах.
Выходила, песню заводила,
Женя с мыслью в буйной голове,
Про того, которого любила,
Кто еще остался там в Москве.
Жозя тоже драпал в ночь из дома,
Сам не зная едет он куда.
И жалел, что нет в дороге рома,
Есть одна холодная вода!
Нами все заснято крупным планом,
Ночь. Москва. Тревожно и темно.
На Сибирь с одним лишь чемоданом
В электричке ехало кино!


*

Расшифровать подпись автора песни не удалось.

Авенариус Георгий Александрович (1903-1958) – киновед, историк кино.

Еремин Дмитрий Иванович(1904-1993) – писатель, редактор. В 1941 вместе с И. Маневичем станет соавтором сценария новеллы Боевого киносборника № 7 «Приемщик кастрюль».

Кто такой Моня Левинсон, кто такая Женя, выяснить не удалось.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
В песках Каракумов
Дата публикации: 31.05.2019
Воспоминания оператора Григория Кабалова о съемках фильма Якова Протазанова «Сорок первый» (1927 г.).

На съемках «Сорок первого» Кабалов был ассистентом оператора Петра Ермолова. Воспоминая он написал в 1973 году. Они хранятся в Музее кино (Ф. 179. Оп. 1. Ед. хр. 96). Мы публикуем несколько выразительных фрагментов.

«По раскаленному песку медленно идет киногруппа. Наши ноги, обутые в сандалии, обжигает песок. Сверху припекает солнце. Хочется пить. Воды мало, и чем больше пьешь, тем сильнее жажда. Никакого транспорта здесь нет – ни осликов, не верблюдов. Приходится нести все необходимое для съемки на себе. У меня увесистый чемодан с камерой и принадлежностями.

Наш караван, если его так можно назвать, возглавляет Протазанов. Он в белом парусиновом костюме и такой же фуражке с низко надвинутым на лоб козырьком. Его ноги увязают в песке, но, прокладывая путь, он идет размеренным шагом, как на прогулке в Петровском парке.

<…>

Расположились мы в единственном в этой местности домике, где живут начальник станции и телеграфист. Ермолов сразу принимается за работу, и выполняет ее как-то удивительно по-домашнему, разложив везде сове хозяйство, свои операторские принадлежности. Вокруг его ног уже кружится хозяйский кот, мурлыкая песни, а сам он, главный оператор, настроен добродушно и философически.

Он выдувает из аппарата соринки и ведет продолжительную и задушевную беседу с котом. Затем обращается и ко мне: «Значит, ты из ГТК?». Этот вопрос мне знаком. Ермолов дано интересуется и недоумевает: как можно учить операторов не на производстве, а в техникуме или в вузе.

<…>

Быстро темнеет. Наступает ночь. За нехваткой мест в домике спим на перроне, под открытым небом. Над нами звезды.

<…>

Каждый по-своему трудились актеры. Иван Штраух обычно довольно долго готовился перед каждой съемкой. Он удалялся в сторону и «входил в образ» комиссара Евсюкова. Репетируя сам с собой, действовал в окружении невидимых партнеров, разговаривал с ними, а иногда убеждал самого себя, втолковывал что-то и даже угрожал себе кулаком.

<…>

Радостный Говоруха бежит к своим. Марютка растеряна. Затем она принимает решение: прицеливается и меткая пуля поражает сорок первого.

Теперь надо снять момент после выстрела. Актриса в волнении: удастся ли ей передать то, что переживает Марютка? Протазанов говорил ей, что смятение чувств в этот момент столь велико, что она должна плакать, плакать настоящими слезами.

Съемку ведет Райзман. Протазанов наблюдает со стороны. Работают оба аппарата. Уже снято много пленки, но Марютка не двигается. Она замерла в одном положении. Невозможно снимать дальше. Надо остановить съемку. Но почему все молчат? Или никто не хочет признать неудачу? Мучительное ожидание. И вот голова актрисы начинает никнуть. Крайнее напряжение сменяется полной расслабленностью. В глазах Марютки появляются слезы».


* Белый офицер Говоруха-Отрок (актер И. Коваль-Самборский) и лучший стрелок отряда красных Марютка (актриса А. Войцик) оказываются вдвоем на острове. Марютка полюбила офицера. Но в море появляется корабль белых, и Марютка убивает Говоруху-Отрока.

Юлий Райзман был на картине ассистентом режиссера.

Ада Войцик вспоминала этот же эпизод съемок:

«Боясь, что не заплачу, что уроню себя в глазах Протазанова, я вдруг почувствовала себя донельзя несчастной, жалкой и одинокой. Меня вдруг потянуло домой, к маме. Мне захотелось бросить все: комфорт, съемки, Каспий, славу — и поехать к себе, в Москву!.. «Снимайте! Снимайте ее скорей! - услыхала я знакомый повелительный голос, и мое чуткое к его интонациям ухо вдруг уловило какую-то еле заметную нотку удовлетворения. - Снимайте ее, она плачет!» (Войцик А. Как учил меня Протазанов // Яков Протазанов. Сборник статей и материалов о творческом пути режиссера. М.: Искусство, 1957)


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
Колокол Чернобыля
Дата публикации: 11.06.2019
Свидетельство кинооператора Константина Кузьмича Дурнова:

«Первое впечатление ошеломило. Нигде не рвутся снаряды, не свистят пули, как это было на войне, но обстановка по-настоящему фронтовая: кругом воинские подразделения, на дорогах – бронетранспортеры, люди – в колоссальном напряжении и ожидании чего-то страшного. Такое чувство, что всюду подстерегает враг».

(Фрагмент из характеристики кинооператора; хранится в Музее кино, в личном деле оператора: Ф. 56. Оп. 2. Ед. хр. 370. Лл. 6-7.)

Далее в характеристике следует:

«Однако чувство опасности отступало, когда начиналась работа. В самое острое время в зоне отчуждения находились всего три кинооператора (и, конечно, другие специалисты кино) и все они трудились с полной самоотдачей, отдавая отдыху несколько часов в сутки, осознавая, какому риску они подвергают свое здоровье.

В фильме «Колокол Чернобыля есть кадры, которые бы забраковал отдел технического контроля любой студии: изображение нечеткое, рыжеватое, время от времени на пленке появляются звездочки вспышек. Эти документальные кадры вызывают сначала недоумение, потом понимание, отчего это, потом восхищение людьми, действующими на экране и за кадром. Их автором (наравне с И.Б. Двойниковым) был и К.К. Дурнов».


(Характеристика была написана для ходатайства о награждении К.К. Дурнова орденом Мужества.)

В Музее хранится плакат к упомянутому в характеристике документальному фильму «Колокол Чернобыля» (1987 г.; реж. Р.П. Сергиенко): Пл – 1400/1.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
Эльдар Рязанов - документалист
Дата публикации: 03.07.2019
После окончания ВГИКа Эльдар Александрович Рязанов поступил на Центральную студию документальных фильмов. На нового сотрудника было заведено личное дело.

Начато в мае 1950 года.

Окончено 1 февраля 1955-го.

Личное дело Рязанова - это картонная (изрядно помятая) папка с документами: личный листок по учету кадров, автобиография (несколько вариантов), творческие карточки, анкеты, характеристики, выписки из приказов и пр.

Приведем некоторые из них.

АВТОБИОГРАФИЯ (фрагмент):

«Я, Рязанов Эльдар Александрович, родился 18 ноября 1927 года в гор. Куйбышеве областном (бывший город Самара). Моя мать, Рязанова Софья Михайловна, член КПСС с 1944 года, сейчас не работает по состоянию здоровья. Она – домохозяйка. Она является пропагандистом Фрунзенского райкома КПСС, ведет общественную работу.

В 1930 году моя мать развелась с отцом, - Рязановым Александром Семеновичем. Причиной развода было то, что отец сильно пил. С тех пор я отца не видел.* В 1935 году мать вторично вышла замуж за Коппа Льва Михайловича. Отчим беспартийный, инженер. Работает в конторе «Промстальконструкция» главным инженером проекта.

Я поступил в школу в 1935 году, в г. Москве. Школа № 29. До 1941 года окончил 6 классов. Отечественная война застала меня в Тбилиси, где я был вместе с матерью и отчимом. Осенью 1941 года мы эвакуировались в Куйбышев, а осенью 1942 года отчима перевели на работу в Нижний Тагил, и мы переехали туда. Осенью 1943 года вернулись в Москву. Во время эвакуации я продолжал учиться в школе.

В 1944 году я экстерном окончил десятилетку…»
(28 января 1953 года)

* В 1937 году отец Рязанова (1898 г.р.) был репрессирован (осужден на 8 лет).

ХАРАКТЕРИСТИКА:

«В прошлом году, по картине «Хабаровский край», моим ассистентом работал Э. Рязанов.

Огромный край и дальние расстояния заставили нас разъезжаться на продолжительные сроки.

Получив задание по съемкам района Камчатки и Командорских островов, Рязанов был в этой поездке около шести месяцев. Трудную экспедиционную работу он выполнил весьма добросовестно. В этой поездке Рязанов проявил себя как творчески мыслящий режиссер и как хороший организатор съемок. Все без исключения задания были им выполнены на высоком идейно-художественном уровне и включены в фильм. Ряд эпизодов им были построены на конкретных людях и выполнены с тактом и большим вкусом.

Считаю необходимым отметить еще его ценное качество, - это скромность и простота поведения. Никакого зазнайства. Чувство ответственности за порученное дело. Деловые и товарищеские отношения.

Совместная работа доставила мне огромное удовольствие.

Режиссер И. Посельский

17.1.53»


* Фильм получил название «По Хабаровскому краю» (реж. И. Посельский, ЦСДФ).

Иосиф Михайлович Посельский (1899-1970) – режиссер документального кино.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
«Это моего папы марш!»
Дата публикации: 02.10.2019
11 августа 1935 года.

Композитор Исаак Дунаевский пишет режиссеру Григорию Александрову и его жене актрисе Любови Орловой из Ялты:

«Дорогие друзья мои! Как бы плохо ни было, но время уносит все: так оно унесло и мою поездку в Ялту, которую нельзя было назвать удачной во всех отношениях. Путешествие было томительный, пыльным и жарким, а тут еще шесть часов остановки за Харьковом из-за крушения впереди шедшего Минераловодского поезда (разрыв состава). Но свидание с сыном компенсирует с лихвой все неудачи и неудобства. Он окреп, развился, вырос. Марш «Веселых ребят» он поет так точно, как, пожалуй, нигде я не слышал в массовом исполнении. Он у меня спрашивает часто: «Папа, это твой марш?» А позавчера на улице он заметил одному гражданину, напевавшему марш: «Это моего папы марш, не пой!» Как хотите, товарищи, но это чертовски приятно, как отцу.

Ялта красива, по обыкновению. Народу много. Все в общем улучшилось по сравнению с прошлым (я не был здесь 5 лет), но недостатков много. Совершенно недопустимые для мирового курорта явления: отсутствие электричества в большинстве домов, отсутствие многих продуктов, хоть и не элементарных, низкое качество кухни в большинстве ресторанов, низкий уровень культуры во всем. Пора бы, пора за это все взяться, а то просто неловко. <…>»


(Ф. 46. Оп. 1. Ед. хр. 180/2. Л. 6)

«Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города...»


Вот что напевал тогда в Ялте старший сын композитора Евгений. Ему исполнилось три года.

Слова марша (как и слова всех песен в фильме) написал Василий Лебедев-Кумач (1898-1949).

«Веселые ребята» – первый совместный фильм Александрова и Дунаевского. Он вышел на экраны 25 декабря 1934 года. Музыкальная комедия имела грандиозный успех (об этом можно судить и по письму). На Венецианском фестивале 1934 года она была включена в число шести лучших фильмов.


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
…Не всякий говорящий "Карл Маркс! Карл Маркс!" достоин царствия небесного
Дата публикации: 30.10.2019
В рукописном фонде Музея кино хранятся архивы кинематографистов. Но это не значит, что все документы каждого архива относятся к кино.

Так, в фонде редактора и переводчика отдела по международным связям Союза кинематографистов СССР Изабеллы Германовны Эпштейн (1925-1986) есть не только письма кинематографистов. Огромную часть составляет семейная переписка отца Изабеллы Германовны биолога Германа (Григория) Вениаминовича (1888-1935).

Из этого фонда (Ф. 77) мы опубликовали немало: семейную переписку времен Первой мировой войны в «Новом мире» (№ 8, 2014); переписку Изабеллы Германовны с зарубежными кинематографистами в «Киноведческих записках» (№ 60, 2002); письмо одного из первых зрителей «Пиковой дамы» Якова Протазанова (1916 г.) в «Кинографе» (№ 6, 1999).

Сегодня мы приведем фрагмент письма родственника Германа Вениаминовича, известного эсера, Марка Вениаминовича Вишняка (1883-1975). Письмо из ссылки, которую он отбывал в селе Колпашево Нарымского края.

Отправлено из Колпашево 2 июля 1910 года (по старому стилю).

(Обратите внимание, Вишняк экономит бумагу, и абзацы помечает тире.)

«…Живу я хорошо. Снимаю одну из лучших комнат в людном селе. «Лучшая» это значит, что в ней не водится тараканов и клопов. Понеже ты другого мнения или кольми паче пожелал бы получить оную живность, я могу транспортировать тебе в неограниченном количестве. Проси сколько душа требует, я уж уважу! Будешь помнить Колпашево! – Серьезно, если тебе требуется, можно достать. – Живу я по режиму, чем шокирую весьма иных немногих, с которыми сблизился и веду знакомство. А публика здесь самая разнообразная: есть убежденные контрабандисты (преимущественно из евреев), воры и сутенеры (преимушеств[енно] из поляков), которые попали в ссылку, впрочем, не только за свои «убеждения», а за покушения, оконченные деяния и проч[ие] криминалы. Можешь легко сообразить, что благодаря сему обстоятельству здесь нередки всякого рода трагические события: убийства, драки, насилования, кражи – все это случилось, правда, по 1 разу – за кратковременное мое пребывание здесь. И не только сама «политика», но и мирные крестьяне «челдоны» отлично различают: ино дело ссыльный, ино дело политический! Впрочем, и то правда, что не всякий говорящий «Карл Маркс! Карл Маркс!» достоин царствия небесного. Особенно из здешней публики. – Время провожу разно. Немного занимаюсь. Немного наслаждаюсь (Тургеневым, Толстым). Немного болтаюсь. Немного хозяйничаю. Нисколько не «страдаю». Пришлось мне как-то рыбу (стерлядь и осетров) чистить. Проклял я и себя, и рыбу, и нарымов, что вчера сманили меня на охоту…»

*Колпа́шево – город (с 1938) в России, административный центр Колпашевского района и Колпашевского городского поселения Томской области. В 1937 году здесь разместилась тюрьма НКВД по Нарымского округу. (из Википедии)

**Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. (УК РФ Статья 29)

***Челдо́н, чалдо́н или чолдо́н – название коренных русских в Сибири и их потомков. (из Википедии)


Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Вернуться
Новогодняя открытка
Дата публикации: 24.12.2019
Представляем новогоднюю рукописную открытку. Мало кто их сейчас ждет. Но мы помним еще то время, когда вынимали из почтового ящика (реального, железного) праздничное послание. Прошлый век. Давно ушедший.

В Музее кино хранятся уникальные экземпляры.

Поздравление с 1969 годом.

Актриса Любовь Орлова и режиссер Григорий Александров пишут оператору и режиссеру Евгению Андриканису синим и красным фломастером (редкость в то время):

«Дорогой Евгений!

Желаем в новом – 1969 году

Больших успехов,

творческих побед,


<здесь забавно вклинивается полиграфическая надпись «Союз Кинематографистов СССР»>

Здоровья, мира и исполнения желаний

Л. Орлова

Г. Александров

Привет и поздравление Вашему семейству».



Источник - Фейсбук Музея кино*

*запрещен на территории РФ с марта 2022 г.
Made on
Tilda